8 июл. 2017 г.

Владимир Малютин: “Сюда отбираются лучшие”. Беседа с артистом Cirque du Soleil

21 июля в Чикаго начинаются гастроли Цирка Солнца (Cirque du Soleil). Блистательная канадская труппа показывает свою последнюю премьеру - шоу LUZIAОдним из самых сложных номеров представления является номер “Русские качели” (“Swing to Swing”). В эксклюзивном интервью нашей газете участник номера, артист цирка Владимир Малютинговорит о том, как он оказался в Цирке Солнца и почему эта цирковая компания более тридцати лет остается лучшей в мире. В начале беседы я попросил Владимира рассказать о своем номере.
  • “Русские качели” (в английском варианте - “Swing to Swing”) - один из самых опасных номеров в цирковом искусстве. Говоря цирковой терминологией, я – верхний вольтижер в группе летающих акробатов. Многие думают, что раз это качели, то мы прыгаем с рук на руки. Нет, мы прыгаем с ног на ноги. Конечно, очень многое зависит от партнеров. Один мой партнер толкает меня, другой - ловит. Акробатически очень сложный номер. Прыгаешь с железа на железо, можно так сказать. За восемь-девять минут - столько длится номер - выкладываешься на все сто...
  • Вы работаете со страховкой?
  • Нет, мы все делаем без страховки.
  • Но ведь это страшно! Каждый день вы рискуете жизнью...
  • Так и есть. И больше всего мне нравится то, что зрители это видят. Им страшно за нас. От этого получаешь удовольствие, какой-то азарт возникает.
  • У зрителей есть чувство страха. А у вас?
  • Страх уже давно отпал. Может, просто он уже выражается по-другому. Чувствуется большой приток адреналина. Особенно, когда новое шоу, первое выступление... Очень много адреналина.
  • Это хорошо или плохо? Адреналин помогает или мешает сконцентрироваться?
  • Стараешься не обращать внимание на адреналин и сконцентрироваться только на трюках. Иногда не получается, когда адреналина чересчур много.
  • Партнеры у вас одни и те же?
  • В основном, мы работаем одной командой. Если кто-то выпадает из строя, стараемся его заменить или просто снимаем трюки.
  • Вы сами создали этот номер, или с вами работали режиссеры-постановщики?
  • Изначально этот номер взяли из русского цирка. Я его не создавал. Я девять лет работал в другом шоу. В шоу “LUZIA” меня позвали как профессионала, чтобы я с ребятами “попрыгал”.
Владимир родился в Витебске (Беларусь). С восьми лет занимается спортивной акробатикой. Артист признается: “Я решил попробовать. Акробатика подразумевает дорожку, мужские и женские пары, смешанные пары, тройки, четверки, групповые виды. Сначала, как все дети, прошел подготовительную группу, занимался индивидуально, а потом меня взяли в старшую четверку Республики Беларусь. Несколько лет мы были победителями республиканского чемпионата, ездили на чемпионаты Европы и мира...”.
Владимир добился больших успехов в спортивной акробатике. Член сборной Беларуси с 1998 по 2001 годы, серебряный призер чемпионатов Европы в 1999 и 2001 годах, бронзовый призер чемпионата мира 1999 года. Его карьера развивалась очень удачно. И вдруг - неожиданный уход из мира спорта в мир цирка. Как и почему это произошло?
  • В 2000 году я впервые увидел Cirque du Soleil, номер “Банкин”. Мне очень понравилось, и моей мечтой стало попасть в труппу цирка.
  • Что случилось с вашей командой?
  • Нас было четверо. Сегодня один парень живет в Лас-Вегасе, второй – мой нижний – работает в другом шоу, третий – средний – работает в русском цирке.
  • То есть вот так, в одночасье, вся белорусская сборная ушла из спорта в цирк?
  • Когда мы ушли из большого спорта, не было никаких перспектив. Чтобы зарабатывать деньги, надо было идти куда-то. Оставалось одно – цирк! Я работал по два года в российских цирковых труппах Маркевича и Пузанова. В 2005 году Cirque du Soleil пригласил меня на “formation”. Это - лагерь, в котором есть набор различных дисциплин. Каждый практикует в нем свои упражнения.
  • Это лагерь спортивный или цирковой?
  • Вот как раз в таком лагере из атлетов “делают” артистов. Тебе показывают, как надо вести себя на сцене, учат не стесняться, раскрепоститься, показать свои эмоции. Это очень хорошая школа. Кому-то это легко дается, кому-то – очень тяжело. Не у всех получается. Ребята, которые приходят из спорта, даже улыбаться не умеют. Они все время сконцентрированы, ходят с напряженными лицами. Играть на сцене они вообще не могут.
  • Продолжая аналогию с актерами... У актеров есть разнообразие ролей, а вы изо дня в день в течение многих лет выступаете с одним и тем же номером. Не скучно?
  • В работе все время стараешься что-то изменить, чтобы не надоедало. Стараешься адаптироваться к этому.
  • Свою жизнь в Cirque du Soleil вы начали с шоу “Varekai”. В чем различие “Русских качелей” в том шоу и в шоу “LUZIA”?
  • Номер в “Varekai” более интенсивный, чем здесь. Мы там выпрыгиваем, как искорки, бегаем...  Все время какое-то движение... Здесь все намного спокойней. И сами качели другие. Здесь они больше, жестче.
  • Есть возможность импровизации, замены элементов, усовершенствования номера?
  • Да, вполне. Если в прошлом шоу я играл характер, то здесь мы играем людей. Каждый день я могу быть разным. Все зависит от настроения.
  • Что вам интереснее играть - характер или человека?
  • Я стараюсь от всего получать удовольствие.
  • Вы в труппе цирка с 2007 года. Поздравляю вас с первым крупным юбилеем. Значит ли это, что с 2007 года вы полностью перешли на бродячий образ жизни?
  • Я с четырнадцати лет веду бродячий образ жизни. Сборы на три месяца - полгода, поездки, выступления в разных странах... Всю мою осознанную жизнь я путешествую. Мне привычен такой образ жизни.
  • Что отличает Cirque du Soleil от других цирковых компаний? В чем его уникальность?
  • Уникальность в постановках и профессионализме. В этой компании бросается в глаза профессиональный подход ко всему. Техническая, артистическая, спортивная часть – все на высшем уровне! Сюда отбираются лучшие.
  • В каждом шоу Cirque du Soleil огромное количество русскоязычных артистов - выходцев из бывшего Советского Союза. Почему, как вы думаете, вас так охотно берут? Самые талантливые?
  • У нас очень хорошая акробатическая школа. Беларусь, Россия, Украина всегда были в лидерах по акробатике. Поэтому нас и берут.
  • Причем, берут всей группой. У вас же только русскоязычные в номере?
  • Нет, у нас есть англичанка Шелли, а в шоу “Varekai” были англичанин и австралиец. Я был удивлен, как быстро они начали работать и с ходу влились в коллектив. До этого считалось, что номер “Русские качели” могут делать только русские.
  • Cirque du Soleil – это сборная “солянка” представителей разных цирковых школ, языков, культур. Как вы уживаетесь друг с другом?
  • Все зависит от человека. Не важно, какой ты национальности и какого цвета кожи. Если ты общительный, приятный человек, то все будет нормально. Сюда приезжают люди, которые не говорят на английском, но потом они начинают общаться. Все друг другу помогают. Мы живем, как одна большая мировая семья.
  • Глядя на представителей других цирковых школ, было ли что-то, что вас удивило в их манере работы?
  • Профессиональный подход. Здесь все профессионально подходят к своей работе, все трудоголики.
  • В Cirque du Soleil по-прежнему самые высокие гонорары?
  • Да, и гонорары, и гарантии. Если ты подписал контракт на год, то у тебя есть триста шоу, которые ты должен отработать. Есть стабильность. Конечно, график тяжелый, но работа есть работа.
  • В Cirque du Soleil одно время работал клоун Леонид Лейкин. Потом он вернулся, а на вопрос, почему, ответил: “Надоело жить в золотой клетке. В мире клоунады происходили интересные фестивали, конкурсы, премьеры, а у меня все расписано. Все чисто, стерильно, комфортно, но ни шагу в сторону. Публика визжит, кричит, смеется, но в номерах - по контракту! - ничего менять нельзя. Тебя купили, и все“. Вы согласны с тем, что Cirque du Soleil – это золотая клетка?
  • Я бы не сказал, что это клетка. В зависимости от того, какое у тебя начальство.
  • Если бы вы стали хозяином Cirque du Soleil, что бы вы изменили в нем?
  • Никогда не думал об этом. Здесь все на таком высочайшем уровне... Я не стал бы ничего менять.
  • Есть разница в восприятии вашего номера американским и европейским зрителем?
  • Я не буду говорить о шоу “LUZIA”, потому что мы работаем пока только в Америке. А что касается шоу “Varekai”, то люди реагируют очень по-разному. Мы начали с гастролей по Австралии. Во время номера стоит гробовая тишина. Никто даже не пискнет. Зато потом взрывается весь зал... В Азии все охают. Как только сделал что-то сложное, весь зал: “Ох-ох”... Всегда и везде по-разному. В Америке все зависит от города. Иногда тебя принимают на высшем уровне, иногда зрители просто спят.
  • Что вы можете сказать об организации работы в компании?
  • Все организовано прекрасно. За тебя покупают билеты, делают визы... Мне с десятилетним опытом работы выделяют отдельный номер. Я уже не должен его делить ни с кем. Нам предоставляют все возможности для работы.
  • Вам не обидно, что при этом артисты цирка остаются в тени самого бренда? Крупными буквами только – ЦИРК ДЮ СОЛЕ. А люди, которые, рискуя жизнью, составляют славу этому цирку, остаются за кадром.
  • Да, так и есть. В этом особенность любого цирка. Ты подписываешь контракт и становишься собственностью цирка. Как такового “я” ты уже не имеешь.
  • Возможно ли показать “Русские качели” в другом месте, вне связи с Cirque du Soleil?
  • Возможно, но надо согласовывать с начальством. Ребята ездят на всякие фестивали. Как-то при этом договариваются...
  • А если вы решите уйти в другое шоу?
  • Держать меня не могут. Максимум надо отработать три месяца.
  • Но Cirque du Soleil по-прежнему первый?
  • Я думаю, да.
  • Есть чувство гордости, что вы работаете в первом цирке мира?
  • Каждый день. Я чувствую гордость, когда выхожу на сцену, вижу коллег-артистов, зрителей...
Последний раз в Беларуси Владимир был в мае прошлого года. Там живут его родители, брат, племянник, племянница. Артист говорит: “Скоро стану дядей. У племянника рождаются близняшки”. На вопрос, видели ли родители его номер, отвечает: “Нет. Родители боятся смотреть на меня. Мой лучший друг из Москвы меня видел, он часто приезжал ко мне. Племянник приезжал в Санкт-Петербург, когда мы там выступали. Остался в восторге”. А семья Владимира живет в... Бразилии.
  • Жена – бразилианка, сын родился в Бразилии. Там, в деревушке в двух часах от Сан-Паулу, я чувствую себя дома. Сейчас они уехали домой. Надо малышу паспорт делать. А так они со мной ездят постоянно... Сына назвали Юрой. Мы специально искали имя, чтобы оно присутствовало и в Бразилии, и в России. Юре полтора года.
  • На каком языке вы общаетесь?
    На английском... Я приехал с цирком в Сан-Паулу, увидел девушку Анну Габриэлу, влюбился... Она работала в гардеробной мастерской, шила костюмы для артистов цирка. Так все и закрутилось. С 2011 года мы вместе.
В шоу “LUZIA” Владимир выступает с прошлого года. Правда, премьеру в Монреале он пропустил. Приехал уже в Торонто.
  • Мы выступали в Торонто, Сан-Франциско, Сан-Хозе, Сиэттле, сейчас в Денвере (наш разговор состоялся 7 июня. - Примечание автора), скоро приедем в Чикаго, дальше в планах – Атланта. Потом будет небольшой двухнедельный отпуск, и мы поедем домой. Собираюсь в Беларусь показать внука родителям.
  • Гастролировал Cirque du Soleil в Беларуси?
  • По-моему, какие-то шоу были в Минске... В конце сентября приедет шоу “Varekai”. Уже без меня.
  • Когда вы впервые выступили в Америке?
  • В 2014 году с шоу “Varekai”. Я в восторге от Америки. Видно, что все сделано для людей. Обалденно классная страна, в которой, может быть, я останусь жить. Пока не знаю.
  • Для зрителей цирк – это радость, смех, веселье, а для вас – тяжелый физический труд. Вы бы хотели, чтобы ваш сын повторил вашу судьбу?
  • Я хочу, чтобы он пошел дальше меня.
Nota bene! Шоу “LUZIA” демонстрируется с 21 июля до 3 сентября по адресу: Big Top at United Center (Parking Lot K), 1901 West Madison St., Chicago, IL 60612. $35-$145. Заказ билетов по телефону 877-924-7783 или на сайте www.cirquedusoleil.com/luziaДействуют скидки для членов Клуба любителей Цирка (Cirque Club members). Стать членом клуба можно, зарегистрировавшись на сайте www.cirqueclub.comПодробную информацию о Cirque du Soleil можно найти на сайте www.cirquedusoleil.com.
Фотографии к статье:
Фото 1. Владимир Малютин. Фото из личного архива В.Малютина
Фото 2. Владимир, Юрий, Анна Габриэла. Фото из личного архива В.Малютина
Фото 3-7. Сцены из номера “Русские качели”. Фото - Matt Beard © 2017 Cirque du Soleil

Комментариев нет: