10 июн. 2017 г.

National Theatre Live: лето-осень 2017 года. Театральный Лондон становится ближе с каждым днем

Благодаря проекту National Theatre Live мы получаем возможность увидеть все лучшее, что идет сегодня на сценах лондонских театров. В этой статье я расскажу о некоторых спектаклях нынешнего и будущего сезонов, которые демонстрируются в кинотеатре Ethel M.BarberTheater (Северо-Западный университет, Эванстон).
22 июля, 2.00 pm. “Питер Пен” (“Peter Pan”) Джеймса Барри
Режиссер – Салли Куксон.
В ролях: Пол Хилтон, Анна Франколини, Маделайн Ворралл, Сайкат Ахамед.
Совместная постановка Королевского национального театра и театра Old Vic (Бристоль, Великобритания).
...Вначале была пьеса Аллана Ни ”Человек, который был Питером Пэном”. Пьеса странная и загадочная, сродни главному герою - шотландскому драматургу сэру Джеймсу Барри (1860-1937). Именно он был тем самым человеком, кто придумал мальчика по имени Питер Пэн. Барри сочинил любимого персонажа с себя. Это он, ректор Сент-Эндрюсского университета, канцлер Эдинбургского университета, президент Общества литераторов Шотландии, никогда не хотел взрослеть. Это он, опекун пяти мальчиков ближайшего друга (своих детей у Барри не было), мечтал сбежать из дома, улететь в Волшебную страну и жить там с феями и такими же, как он, непослушными мальчишками. Всю жизнь Барри предавался мечтам, которые он с превеликим удовольствием записывал в толстые тетрадки, показывал близким, а потом отдавал в редакции. В 1929 году Барри передал детской больнице Лондона все права на издание повестей ”Питер Пэн в Кенсингтонском саду” (”Peter Pan in the Kensington Gardens”) и ”Питер Пэн и Венди” (”Peter Pan and Wendy”). Этот дар позже был включен в его завещание с условием, что суммы отчислений никогда не будут обнародованы. После смерти писателя авторские права охранялись в течение пятидесяти лет, после чего права должны были стать общественным достоянием. Однако в 1988 году был принят особый закон, который предоставил больнице бессрочное право на получение доходов от издания повестей с именем Питера Пэна.
Для Джеймса Барри литература всегда оставалась отдушиной и воплощением фантазий. Но ни в одной, даже самой смелой фантазии Барри не мог предположить столь долгой и счастливой жизни своих книг и своего любимого персонажа. На сцене Питер Пэн впервые появился в 1904 году, в кино - в 1927. В 1953 году своего ”Питера Пэна” снял Уолт Дисней, в 1991 году к книгам Берри обратился Стивен Спилберг. Он назвал свою картину ”Капитан Крюк” (”Hook”) по имени злейшего врага Питера Пэна. В Новогоднюю ночь 1988 года по советскому телевидению был показан фильм ”Питер Пэн” режиссера Леонида Нечаева (киностудия ”Беларусьфильм”). Я помню, эта музыкальная лента пользовалась большим успехом...
Но вернемся к пьесе Аллана Ни. В ней рассказывается о взаимоотношениях Барри с Сильвией Дэвис и ее четырьмя детьми. Говорят, дружба с семьей Дэвис стала последним толчком для начала работы Барри над книгой о Питере Пэне. На основе пьесы на студии ”Miramax” Марком Форстером был снят фильм ”Волшебная Страна” (”Finding Neverland”, 2004) со звездами первой величины Джонни Деппом, Кейт Уинслет и Дастином Хоффманом. Картина вдохновила композитора Гари Барлоу и лауреата премии ”Грэмми”, поэта Элиота Кеннеди на создание одноименного мюзикла. Осенью прошлого года мы видели его в Чикаго. И вот - новая постановка режиссера Салли Куксон. Несколько лет назад в Национальном театре она поставила “Джейн Эйр”. В кинотеатрах спектакль Питер Пэн” демонстрируется с 10 июня.
26 июля, 7.00 pm. “Двенадцатая ночь” (“Twelfth Night”) Уильяма Шекспира
Режиссер – Саймон Годвин.
В ролях: Тамсин Грейг, Даниэль Ригби, Тамара Лоуренс, Дон Макичан.
Спектакль Королевского национального театра.
Новый взгляд на шекспировскую комедию предлагает режиссер Саймон Годвин. В его постановке мы видели спектакль “Man and Superman.
В кинотеатрах спектакль “Двенадцатая ночь” демонстрируется с 6 апреля.
9 августа, 7.00 pm. “Одержимость” (“Obsession”) по фильму Л.Висконти
Режиссер – Иво ван Хове.
В главных ролях: Джуд Лоу и Халина Рейджин.
Совместная постановка Barbican Theatre (Лондон) и Toneelgroep Amsterdam.
Сценическая адаптация дебютной картины классика мирового кино Лукино Висконти. Фильм “Одержимость” (1943), снятый по мотивам романа американского писателя Дж.Кейна “Почтальон всегда звонит дважды” за сорок лет до одноименного американского фильма с Джеком Николсоном и Джессикой Лэнг, часто рассматривается как один из первых примеров итальянского неореализма. Висконти рассказал историю обычных людей в нищей Италии в годы Второй мировой войны. Их страсти, их эмоции – выражение внутренней силы, не подвластной фашистскому режиму. Замечу, что сам аристократ Висконти в те годы примкнул к движению Сопротивления и даже вступил в итальянскую компартию. Он был арестован гестапо, сидел в камере смертников и чудом избежал казни. В основе английского спектакля – не роман Кейна, а фильм Висконти.
Имя голландского режиссера Иво ван Хове сейчас у всех на устах. В Национальном театре с огромным успехом идет его “Гедда Габлер”. За предыдущий спектакль “Вид с моста” (2015 год, Young Vic Theatre) ван Хове был награжден премией ”Тони”.
В кинотеатрах спектакль “Одержимость” демонстрируется с 11 мая.
10 августа, 7.00 pm. “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” (“Rosencrantz & Guildenstern are Dead ”) Тома Стоппарда
Режиссер – Дэвид Лево.
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Джошуа Макгуайр, Люк Маллинс, Дэвид Хейг.
Спектакль театра The Old Vic (Лондон).
Блестящей интеллектуальной комедии Тома Стоппарда, после которой он завоевал мировое признание, исполняется пятьдесят лет! В честь юбилея режиссер Дэвид Лево взялся по-новому осмыслить события шекспировского “Гамлета” глазами двух придворных датского короля. В ролях Розенкранца и Гольденстерна мы увидим звезд английской театральной сцены Дэниэла Рэдклиффа и Джошуа Макгуайра. В кинотеатрах спектакль “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” демонстрируется с 20 апреля.
23 сентября, 2.00 pm. “Ангелы в Америке: миллениум приближается” (“Angels in America Part OneMillennium Approaches”) по пьесе Тони Кушнера
23 сентября, 7.00 pm. “Ангелы в Америке: перестройка” (“Angels in America Part TwoPerestroika”) по пьесе Тони Кушнера
Режиссер – Марианна Эллиотт.
В ролях: Эндрю Гарфилд, Рассел Тови, Натан Лэйн, Джеймс Макардл.
Спектакль Королевского национального театра.
Перед нами - истории нескольких людей, живущих в Нью-Йорке в середине восьмидесятых, во времена эпидемии СПИД. Главный герой - вич-инфицированный (Эндрю Гарфилд). Он пытается продолжать жить нормальной жизнью, но общество отвергает его. Казалось бы, времена сейчас другие, и болезнь, казавшаяся неизлечимой, успешно лечится, тем не менее пьеса по-прежнему сохраняет актуальность. Актеры спектакля говорят: “Мы сейчас живем во времена, когда права людей, их жизни оказались под большой угрозой. Этого никто не ожидал. Никто не мог себе представить, что история вновь повторится. Но мы ошиблись. Мы отказались от человечности, любви, отказались признать, что жизнь каждого человека бесценна... Все люди заслуживают быть услышанными, заслуживают, чтобы их не просто принимали и терпели. Все люди - полноправные граждане. Мы так любим изолировать и делить людей на категории. Эта пьеса пытается развеять эти стереотипы“.
За дилогию “Ангелы в Америке” Тони Кушнер был удостоен Пулитцеровской премии.
В 2003 году на канале HBO прошел одноименный сериал Майка Николса, получивший десять премий “Эмми”. Главные роли в сериале исполнили Аль Пачино и Мерил Стрип. Премьера спектакля по дилогии Тони Кушнера состоялась в Национальном театре в 1992 и 1993 годах. Новое прочтение пьесы предлагает лауреат премий “Тони” и Оливье Марианна ЭллиоттЕе самой известной постановкой стал спектакль Национального театра “Боевой конь” (премия “Тони” за лучшую постановку), после которого Эллиотт быстро превратилась в самого модного режиссера Англии. Компания “Broadway In Chicago” показывала “...Коня” несколько лет назад. Среди других спектаклей Эллиотт: “Загадочное ночное убийство собаки” (восемь премий имени Лоуренса Оливье 2012 года) по пьесе С.Стивенса, “Святая Джоан” по пьесе Б.Шоу и “Праздничные поздравления” по пьесе А.Эйкберна. Эллиотт ставила спектакли в Манчестере, была заместителем директора Royal Court Theatre. В настоящее время работает заместителем художественного руководителя Национального театра.
В кинотеатрах дилогия “Ангелы в Америке” демонстрируется с 20 июля.
18 октября, 7.00 pm. “Кто боится Вирджинии Вульф?” (“Who’s Afraid of Virginia Woolf?”) Эдварда Олби
Режиссер – Джеймс Макдональд.
В ролях: Имельда Стонтон, Конлет Хилл, Люк Трейдевей, Имоджен Путс.
Спектакль Harold Pinter Theatre (Лондон).
В пьесе “Кто боится Вирджинии Вульф?” Эдвард Олби хотел, по его словам, “воплотить идею очищения от скверны былых заблуждений, изгнания дьявола иллюзий”. Отсюда название третьего акта: после “Игр и забав” и “Вальпургиевой ночи” - “Изгнание дьявола”. Первая постановка пьесы выдержала шестьсот шестьдесят четыре представления подряд! Спектакль шел на Бродвее без перерыва с 1962 по май 1964 года. Сразу после премьеры мнения критиков резко разделились. Одни считали пьесу лучшим достижением американского театра, другие - грязным пасквилем на американскую культуру и традиционные ценности. “Больная пьеса для больных людей”, - восклицал один из критиков. “Пьеса для грязных женщин”, - вторил ему другой. Нешуточный скандал разгорелся вокруг имени драматурга в связи с возможным присуждением ему Пулитцеровской премии. Несмотря на решение комитета по присуждению премии в категории “драма”, попечители Колумбийского университета не допустили присуждения Олби этой награды. В результате в 1962 году премию в этой категории никто не получил – невиданный в истории премии случай! Но пока критики ломали копья вокруг пьесы и личности автора, бродвейский спектакль приобрел огромную популярность.
Пьеса “Кто боится Вирджинии Вульф?” продолжает традиции Роджера Шервуда, Юджина О’Нила, Теннеси Уильямса, Артура Миллера. Трактовки этой пьесы могут быть самые разные. Совпадение имен главных героев с именами первого президента США Джорджа Вашингтона и его жены, символическое название университетского городка, где они живут, “Новый Карфаген”, цитаты из книги Освальда Шпенглера “Закат Европы” – все это давало повод критикам говорить, что задачей Олби было не просто написать пьесу о взаимоотношениях мужа и жены, но на примере одной семьи показать кризис современной западной цивилизации. “Кто боится Вирджинии Вульф?” называли и энциклопедией “краха американской мечты”, и началом “эры новых ценностей”. После выхода бродвейского спектакля многие восприняли эту пьесу как своеобразную аллегорию напряженных взаимоотношений между СССР и США. Вроде бы даже сам Эдвард Олби как-то сказал, что назвал Ника именно в честь Никиты Хрущева. Впрочем, может быть, он просто пошутил.
С той поры многое изменилось. Прошли годы, пьеса Олби обошла театральные подмостки всего мира, давно и заслуженно вошла в “золотой фонд” мирового театра.  Сегодня, мне кажется, не стоит искать в пьесе Олби политическую составляющую. Главное в ней - драма страдающих, несчастных, одиноких людей.
Несмотря на пятьдесят пять лет, прошедшие со дня премьеры, пьеса и сегодня ни в коей мере не выглядит архаичной. Новая постановка Harold Pinter Theatre с великолепными актерами - лишнее тому подтверждение.
В кинотеатрах спектакль “Кто боится Вирджинии Вульф?” демонстрируется с 18 мая.
1 ноября, 7.00 pm. “Саломея” (“Salomé”)
Режиссер – Яэль Фарбер.
В главных ролях: Изабелла Нефар, Олуэн Фуэре.
Спектакль Королевского национального театра.
Летом 2014 года южноафриканский режиссер Яэль Фарбер заставила говорить о себе весь Лондон, поставив на сцене театра Олд Вик пьесу Артура Миллера “Суровое испытание“. Спустя три года она берется за библейский сюжет о Саломее, чтобы опять поразить всех. В трактовке режиссера Саломея превращается в ключевую фигуру революции. Фарбер говорит: “Об истории Саломеи я знала не больше всех остальных, а именно мало, очень мало. Изучив живопись, оперу Штрауса и пьесу Оскара Уайльда, которую я читала еще в университете, я поняла, что ни в одном из этих произведений не показана истинная личность этой женщины. Для меня Саломея - метафора земли. История Саломеи – яркий пример вычеркивания женщины из истории, хотя мы знаем, что именно ее поступок изменил наш мир. В спектакле мне хотелось вернуть Саломее центральное место в истории“. Исполнительница роли Саломеи Изабелла Нефар признается: “Я знала, что Саломея обезглавила Иоанна Крестителя, но никак не могла понять из пьесы Оскара Уайльда, почему она это сделала. Для меня она оставалась таинственной героиней... Сегодня я чувствую себя проводником голосов всех тех женщин, у которых нет права на выбор и которые не могут рассказать свои истории“. Судя по этим цитатам, нас ждет феминистское концептуальное высказывание. В спектакле звучит музыка композитора Адама Корка.
В кинотеатрах спектакль “Саломея“ демонстрируется с 22 июня.
Nota bene! Все спектакли демонстрируются в помещении Ethel M.Barber Theater по адресу: 30 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208 (located on the southeast part of the Evanston campus of Northwestern University just off Sheridan Road and Campus Drive, the Louis Theater faces the parking structures). Заказ билетов – на сайте https://web.ovationtix.com/trs/cal/1771/1477972800000. Наиболее полная информация о спектаклях Национального театра – на сайте http://www.nationaltheatre.org.uk/. Адреса участвующих в показах кинотеатров - на сайте http://ntlive.nationaltheatre.org.uk/venues.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Питер Пен”. Фото – Стив Таннер
Фото 2. Сцена из спектакля “Двенадцатая ночь”. Фото – Марк Бреннер
Фото 3. Халина Рейджин и Джуд Лоу в спектакле “Одержимость”. Фото – Ян Версвейфелд
Фото 4. Дэниэл Рэдклифф и Джошуа Макгуайр в спектакле “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”. Фото – Мануэль Харлан
Фото 5. Сцена из спектакля “Ангелы в Америке: миллениум приближается”. Фото – Хелен Мейбенкс
Фото 6. Сюзан Браун и Эндрю Гарфилд в спектакле “Ангелы в Америке: перестройка”. Фото – Хелен Мейбенкс
Фото 7. Имельда Стонтон и Конлет Хилл в спектакле “Кто боится Вирджинии Вульф?”. Фото – Йохан Перссон
Фото 8. Изабелла Нефар и Олуэн Фуэре в спектакле “Саломея”. Фото – Йохан Перссон

Комментариев нет: