5 мар. 2017 г.

Сергей Маковецкий: “Творчество невозможно объяснить словами”. Беседа с актером

Гениальный Сергей Маковецкий. Парадоксальный, непредсказуемый, яркий, живой. Маковецкий играет главные роли в двух предстоящих спектаклях серии Russian Stage HD (продюсер - Эдди Аронофф) - “Евгений Онегин“ Московского театра имени Вахтангова и “Черный монах“ Московского Театра юного зрителя.
Краткая справка. Сергей МаковецкийРодился в Киеве. Окончил Московское театральное училище имени Щукина в 1980 году (курс А.А.Казанской). В том же году принят в труппу Московского театра имени Вахтангова. Играет в спектаклях “Дядя Ваня”, “Евгений Онегин”, “Мнимый больной” (Арган), “Улыбнись нам, Господи” (Эфраим Дудак), а также в спектаклях “Пигмалион” Московского театра “Современник” (Генри Хиггинс) и “Черный монах” Московского Театра юного зрителя (Коврин). Сыграл более чем в семидесяти фильмах. Народный артист России. Лауреат Государственной премии.
Мой телефонный звонок застал Сергея Васильевича на пути в театр. В тот вечер он играл Коврина в спектакле “Черный монах”. Маковецкий не любит давать интервью и никогда не делает этого по телефону. Для вашего корреспондента актер сделал исключение и согласился ответить на несколько вопросов. Я попросил рассказать Сергея Васильевича о его работе в спектаклях “Евгений Онегин“ и “Черный монах“.
  • Как рождаются спектакли рассказать невозможно. Это все равно, что объяснять, как рождаются дети. Как можно объяснить, что происходит постоянная работа головы, души и тела, как можно объяснить чудеса? В каждом творчестве есть момент загадки. Творчество невозможно объяснить словами... Евгений Онегин Александра Сергеевича Пушкина и Коврин Антона Павловича Чехова - два удивительных персонажа, рожденных двумя уникальными писательскими гениями. Сколько тем серьезных они поднимают, сколько вопросов затрагивают!.. Работать над спектаклями было необычайно интересно. “...Онегина“ поставил Римас Владимирович Туминас, “Черного монаха“ – Кама Миронович Гинкас. Два потрясающих театральных режиссера. Очень много на свете режиссеров, многие закончили режиссерские курсы. Все вроде бы этим ремеслом владеют. Но есть великие режиссеры и есть бездари, тоже владеющие этим ремеслом. Мне повезло работать с великими мастерами... Вот я сейчас с вами разговариваю и иду в сторону театра. У нас сегодня “Черный монах”. В финале спектакля Черный монах говорит Коврину: “Ты гений, но только слабое человеческое тело уже утратило равновесие и не может быть оболочкой для гения”. Спорить глупо, потому что гениальный Чехов абсолютно прав. Вы можете сто лет кричать: “Я молодой, и у меня молодая душа”, но тело имеет образ шагреневой кожи, и оно не может быть оболочкой для гения. Каждый раз вы с этим спорите, но чаще всего проигрываете Антону Павловичу.
  • Вы себя отождествляете со своими персонажами?
  • Конечно, а как же иначе? Для того, чтобы сыграть персонажа, нужно им стать, его нужно возлюбить, ему нужно найти оправдание. Если вы ненавидите героя, как вы можете им стать? Тогда ничего не произойдет. Представьте себе: есть некое чудовище. Мы знаем о нем очень много: исторический урод, монстр. Как можно оправдать его поступки? Чем оправдать? Есть персонажи, оправдание которым найти нельзя. В этом случае я не хочу ими заниматься. Зачем заглядывать куда-то в подсознание? Для чего?.. Это все очень сложные вещи. Актер внимательно слушает режиссера и исполняет его задачу, привнося в роль самого себя. Это называется соавторством... Публика должна реагировать на персонажа. Чем убедительнее вы его показываете – все его стороны: сильные и слабые, положительные и отрицательные, - тем больше реакции у публики. Она любит или не любит вашего героя. Вы изображаете, вы становитесь этим человеком, а публика вправе принять его или не принять. Чем сложнее персонаж, тем его интереснее сыграть. Между положительным и отрицательным героем грань очень тонкая. Я не знаю сегодня стопроцентно положительных героев, так же как стопроцентно отрицательных. Посмотрите на людей вокруг вас. Много вы видите положительных? “Он такой положительный, что хочется его удавить.“ У живых людей не только одна краска: черная или белая. У людей гамма красок и множество нюансов. Я пытаюсь показать моего героя во всех его проявлениях, во всех деталях. А публика пусть решает, пусть реагирует.
  • Мне нравится, что эстетика русской классической литературы решена в форме яркого, зрелищного театра.
  • ...Современного театра. Спектакли “...Онегин“ и “Черный монах“ поставлены живыми людьми. У Гинкаса и у Туминаса есть прекрасное ощущение жизни. Это передается актерам, а от нас идет к зрителям.
  • Есть разница в восприятии спектаклей у зрителей в России и Америке?
  • Может быть, разница в каких-то нюансах, но в целом фактически одинакова. Реакция на наши спектакли очень хорошая. Театральная публика всегда одинакова, где бы она не жила: в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Тбилиси... Полные аншлаги были на наших спектаклях “Евгений Онегин“ и “Улыбнись нам, Господи”. Надеюсь, полные залы будут на кинопоказах “Евгения Онегина“ и “Черного монаха“. Надеюсь, успех будет сопутствовать и “Дяде Ване”. С этим спектаклем мы приезжаем в июне в Нью-Йорк, Бостон, Торонто.
  • Мое заочное знакомство с вами состоялось на спектакле Романа Виктюка “Уроки мастера”. Я был поражен постановкой и вашим с Юрием Яковлевым дуэтом (Шостакович и Прокофьев). Было это - страшно сказать - почти четверть века назад, а я до сих пор помню черно-белую сцену, и диалоги двух Художников и двух представителей власти. Можно ли сказать, что ваша театральная карьера началась с этого спектакля?
  • Не знаю. Не могу вам сказать, да и не хочу заглядывать так далеко в прошлое. Она началась... Рядом с “Уроками мастера” был гениальный спектакль Петра Фоменко “Государь ты наш батюшка”, где я играл царевича Алексея. Много было интересного...
  • Какие работы по прошествии времени вам кажутся проходными или вовсе неудачными?
  • Пусть вам покажется это странным или нескромным с моей стороны, но мне кажется, что у меня не было проходных ролей ни в кино, ни в театре. У меня нет плохих ролей.
Nota bene! В “большом” Чикаго спектакль “Евгений Онегин” демонстрируется 11 марта в 2 часа дняспектакль “Черный монах“ - 1 апреля в 2 часа дняОба кинопоказа пройдут в помещении Josephine Louis Theater по адресу20 Arts Circle Drive on the Evanston Campus of Northwestern University, Evanston, IL 60208 (located on the southeast part of the Evanston campus just off Sheridan Road and Campus Drive, the Louis Theater faces the parking structures). Справки - по телефону 847-491-7282. Заказ билетов – на сайте  https://web.ovationtix.com/trs/pe.c/10144837. Все новости о проекте “Stage Russia HD - на сайте http://www.stagerussia.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Сергей Маковецкий в спектакле Московского театра имени Вахтангова “Евгений Онегин”. Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Комментариев нет: