17 янв. 2017 г.

“Зачем я существую...” О новом спектакле студии “By The Way”

21 и 22 января Театральная студия By The Way представляет музыкально-поэтический спектакль “Зачем я существую...”. В основе спектакля - поэзия Давида Самойлова и песни на его стихи. В спектакле участвуют Э.Бампи, Г.Данилевский, Г.Болдецкий, В.Каганович, В.Каневский, М.Карманова, М.Клейнерман, Е.Поляк, П.Сенченков, Г.Шоган. О создании спектакля, репетициях и “личных моментах” действующих лиц рассказывает автор идеи и руководитель студии Вячеслав Каганович.
  • Все пошло от песен, которые на сегодняшний день – не будем стесняться этого слова – стали шлягерами. На стихи Самойлова разными хорошими авторами (Сергеем Никитиным, Вадимом Мищуком...) написано огромное количество песен. Для меня такие стихи, как “Воссоздай, повтори, возверни...” или “Тот запах вымытых волос...”, без музыки Никитина уже не воспринимаются... Когда я начал втягиваться в Самойлова, читать его стихи, передо мной открылась “бездна, звезд полна”. Конечно, в таком огромном материале велика была опасность потеряться и “не вытянуть никак логическую нить”, как поется у Дольского... Постепенно спектакль стал наполняться поэтическими фрагментами, воспоминаниями о Самойлове его сына, друзей. В начале спектакля мы заявляем, что не будем утруждать зрителей датами и биографическими данными. Явление такого масштаба, как Давид Самойлов, не нуждается в биографических подробностях... Наш спектакль – плод коллективного творчества. Актеры и музыканты приходили со своими любимыми стихами. По мере рождения спектакля какие-то стихи уходили, какие-то – занимали их место. В первоначальном списке было двадцать пять песен, в конечном варианте осталось шестнадцать. “Зачем я существую...” – это мозаика из песен, стихов, музыки и прозы. Появились неожиданные инструментальные фрагменты. Они возникли не по логике спектакля, а, скорее, эмоционально. Да и как без них, когда у нас такие замечательные музыканты, как Михаил Клейнерман (скрипка), Гарик Данилевский, Женя Поляк (две гитары). А я сам играю на аккордеоне... Оформление спектакля минимально: черная одежда сцены и белые геометрические фигуры, высокие и низкие кубики. Все пространство сцены и все мы – это пространство Поэта. Нам бы хотелось, чтобы никто из участников не был привязан к своему месту. В пространстве поэта люди должны чувствовать себя абсолютно свободными. У Самойлова, за исключением некоторых стихов (например, “Я – маленький, горло в ангине...”), поэзия неконкретная. Тексты Самойлова сложны. Они полны метафор, символов, сравнений. “Раскрыты крылья слюдяные, Стрекозьим трепетом шурша...” Если выпадает одно слово, пропадает цельность образа. Сложные тексты дают возможность создания невероятно объемного образа... В нашем спектакле есть два “личных момента”, если можно так выразиться. Об одном мне рассказал поэт Григорий Дикштейн. Он встречался с Самойловым, когда тот отдыхал в Пярну. Самойлов попросил его спеть. У Гриши не оказалось гитары. Самойлов сказал: “Сейчас найдем!” Принесли гитару, на которой было четыре струны через одну. На удивленное восклицание Дикштейна Самойлов ответил: “Подумаешь, Ким играл, и было хорошо”... Этот фрагмент из воспоминаний Дикштейна входит в спектакль в нашем пересказе. Второй момент связан со мной. В 1986 году с концертной бригадой ЦК комсомола Белоруссии я попал на Дальний Восток. Мы давали концерты в Охотском море. Я исполнял песню “Названья зим” на стихотворение Самойлова “У зим бывают имена...”. После концерта ко мне подошла женщина, представилась журналисткой и сказала, что написала пародию на это стихотворение Самойлова. Я попросил ее записать. Она на коленках на палубе записала слова, но не подписала. Я сохранил этот листок, но так и не узнал автора. Эту пожелтевшую от времени страницу я показываю зрителям. В спектакле звучат как песня Никитина (ее исполняет Гарик Данилевский), так и пародия на эту песню (я рассказываю историю и читаю пародию).

  • После распада театра “Атриум” ты некоторое время работал один. Потом появилась Марина Карманова, стали приходить другие актеры. С каждым новым спектаклем ты все больше расширял состав. Будущий спектакль – самый густонаселенный. Можно ли сказать, что сейчас вокруг студии уже сформировался достаточно большой коллектив?

  • Да, в круг студии вовлекаются все больше актеров и музыкантов. После моих моноспектаклей были “Тевье и Голда” (фантазии на темы “Поминальной молитвы”) и “Айдонт андерстенд” с Мариной Кармановой, “Шагал. Цвет любви” с Мариной Смолиной и Михаилом Клейнерманом, “Тустеп на фоне чемоданов” – спектакль с четырьмя действующими лицами и двумя музыкантами. Говоря о поэзии, у нас был опыт с Михаилом Сычевым – спектакль “Мой Дольский”. В случае с Самойловым не хотелось делать просто читку стихов. Какие-то стихи мы обыгрываем, как в случае со стихотворением “Стояли они у картины: Саврасов. “Грачи прилетели”. Это ведь целая жизнь - история о двух, случайно встретившихся людях... Есть стихи, которые просто просятся на диалог. Например, “Фотограф-любитель”.

  • В каком смысле будущий спектакль является продолжением спектакля театра “Атриум” “Посвящается Вам!”?
  • “Посвящается Вам!” – спектакль, сделанный в жанре “зримой песни”. Этот термин придумал когда-то Марк Розовский. Он означает, что песня не просто поется, но из нее создается мини-спектакль... Трудно придумать новую форму, когда хочешь рассказать о поэте. Либо чтение стихов, либо фантазии на темы поэзии. Мы попытались придумать нечто третье. Это точно не “зримая песня”, но и не декламация стихов (то, что делают Смехов и Юрский, то, что делал Казаков). Спектакль “Посвящается Вам!” был безусловным успехом. Только в Чикаго мы его показали двадцать два раза! Я могу только надеяться, что наш спектакль о Самойлове просуществует так же долго. Мне хотелось сделать его более глубоким, хотелось попытаться разобраться в этой поэзии. Оставим исследование жанра критикам-исследователям, а сами будем честно делать свое дело.
Вячеслав Каганович рассказал мне о новом спектакле, работа над которым начинается в конце январе, о режиссере-постановщике, о предстоящих гастролях студии... Писать об этом сегодня рано, но могу сказать одно: планы на 2017 год у студии “By The Way” огромные, и я желаю, чтобы они осуществились! А пока - встретимся на премьере!
Nota bene! Спектакль “Зачем я существую...” состоится 21 и 22 января в 7.00 pm в помещении Northbrook Theatre по адресу 3323 WaltersAvenueNorthbrookIL 60062. Билеты - на сайте www.bythewaytheater.com. Там же вы найдете подробную информацию об истории создания и сегодняшнем дне театральной студии.
Фотографии к статье:
Фото 1-6. На репетициях спектакля “Зачем я существую...”. Фото - Борис Яновский

Комментариев нет: