10 нояб. 2016 г.

Энтони Фрейд: еще пять лет. Продлен контракт с генеральным директором Лирик-оперы Чикаго

20 октября Лирик-опера Чикаго объявила о продлении на пять лет контракта с нынешним генеральным директором Энтони Фрейдом. Он остается руководить театром до конца сезона 2020-21 годов. Изменяется название должности господина Фрейда. Теперь он генеральный директор, президент и главный исполнительный директор (General Director, President & CEO).
На собрании членов Совета директоров председатель Дэвид Ормешер сказал: “Нам невероятно повезло, что с нами работает человек такого масштаба. Энтони не только укрепил нашу репутацию ведущей оперной труппы, но и нашел способы для привлечения в театр нового поколения зрителей. Энтони зарекомендовал себя в качестве лидера, способного создавать художественно захватывающее и финансово устойчивое будущее такого важного учреждения культуры, как оперный театр. Под его руководством мы надеемся достичь новых успехов“. В ответной речи Энтони Фрейд сказал: “Для меня большая честь возглавить оперную компанию мирового класса и шестидесятидвухлетней истории. Я счастлив работать с экстраординарной командой артистов, сотрудников театра и зрителями. Буду и дальше делать все возможное для привлечения творческого потенциала и финансовых инвестиций в Чикаго“.
Итак, Энтони Фрейд остается в Лирик-опере по меньшей мере еще пять лет. Новость приятная и, признаюсь, ожидаемая. Первые годы руководства Фрейда были удачными для Лирик-оперы. Подведение итогов и планы на будущее – ниже. А пока напомню биографию господина директора.
Два года назад, перед началом юбилейного, шестидесятого сезона мне удалось пообщаться с Энтони Фрейдом. Фрагменты нашей беседы используются в этой статье.
Энтони Фрейд родился и вырос в Уимблдоне (юго-западной части Лондона) в семье венгерских евреев. “Мой отец уехал из Венгрии в 1939 году и как беженец попал в Англию. Маме повезло меньше. Ее арестовали и этапировали из родного города Гер в Аушвиц в 1944 году. Чудом избежав смерти, она – тоже как беженка - попала в Англию в 1947 году. Они встретились в Лондоне в начале пятидесятых...”
Энтони Фрейд не говорит на венгерском языке. Виноваты родители. Они ничего не делали для того, чтобы сын сохранил родной язык, и никогда не говорили при нем по-венгерски. Его мама рассказывала ему об ужасах Аушвица. Папа говорил о своем детстве в Венгрии, о том, как ему удалось бежать из страны и поселиться в Англии, вспоминал историю своего брата. Дядя Энтони Фрейда писал стихи, учился в Сорбонне. Когда Францию оккупировали нацисты, присоединился к Движению сопротивления. Его схватили, депортировали в Аушвиц, и там он погиб. Практически все родные с материнской и отцовской линий были уничтожены во время войны.
“После всех ужасов войны мне повезло – у меня было счастливое детство”, - говорит Фрейд. С четырех лет Энтони посещал оперные спектакли, с двенадцати - не пропускал ни одного, в четырнадцать четко знал, что хочет руководить оперной компанией. “Я никогда не хотел выступать на сцене. Может быть, потому, что не хотел быть на вторых ролях. Я не певец и не актер. За сорок пять минут, в течение которых я добирался из Уимблдона до театров Лондона, я планировал сезоны, составлял списки певцов... Я - один из немногих счастливцев, кто может сказать, что его мечты осуществились. Занимаюсь любимым делом. При этом я учился юриспруденции, получил диплом адвоката. Правда, без особого чувства влюбленности, как многие из моих коллег”. В 1978 году Энтони Фрейд с отличием окончил юридический факультет Лондонского Королевского колледжа (Kings College). “Я выбрал это учебное заведение, потому что оно располагалось между Sadler’s Wells Theatre и Национальным театром”, - смеется Фрейд. Шутки шутками, но через год после окончания колледжа Фрейд стал адвокатом, после чего... ушел в оперу. Профессиональную карьеру менеджера Фрейд начал в Sadler’s Wells Theatre. Он проработал в этом театре с 1980 по 1984 годы. Среди артистов, с которыми подписывал контракты Фрейд, были Марсель Марсо и Пина Бауш.
С 1984 года начинается сотрудничество Фрейда с Национальной оперой Уэльса. Вначале – в качестве секретаря (1984-1988 годы), затем – директора по планированию (1988-1992 годы) и, наконец, генерального директора (1994-2005 годы). За одиннадцать лет его руководства в театре было осуществлено более ста двадцати постановок, а Национальная опера Уэльса получила в Великобритании больше наград, чем любая другая оперная компания страны.
На протяжении трех лет (с 1992 по 1994 годы) Фрейд жил в Голландии, работал исполнительным продюсером компании Philips Classics (подразделение на тот момент крупнейшей в мире звукозаписывающей фирмы PolyGram в Амстердаме). Среди записей, в создании которых принимал участие Фрейд, - диски Джесси Норман, Сейджи Озавы, сэра Джона Элиота Гардинера, Бернарда Хайтинка.
С 2006 по 2011 годы Энтони Фрейд - генеральный директор Гранд-оперы Хьюстона. Он говорит: “Я всегда с удовольствием посещал США – как по делам, так и в отпуск - и давно хотел переехать. Когда мне поступило предложение из театра, я подумал, что это может быть интересно...” Я спросил у него, не отпугнула ли его техасская жара, и получил ответ: “Я хотел переехать в Америку. Невозможно представить себе города, менее похожего на европейский, чем Хьюстон. Когда вы летите на новое место пять тысяч миль, вы не ожидаете найти там повторения того, что оставили, верно? Вы приезжаете на новое место потому, что хотите узнать новый мир. Это казалось фантастикой - переехать на другой континент, в другую страну и в городе XXI века руководить оперной компанией”.
Вот на этом этапе деятельности Фрейда стоит остановиться отдельно. Дело в том, что он принес в театр готовый бизнес-план и стал постепенно, шаг за шагом, внедрять его в жизнь. В результате в трех подряд сезонах Хьюстонская опера продавала почти девяносто процентов билетов и каждый год заканчивала с небольшой, но прибылью. А теперь о творческих достижениях. Они тоже были. Отмечу мировые премьеры опер Джейка Хегги “Три декабря” и Андре Превина “Краткое столкновение”, постановки опер Б.Бриттена, систематическое включение в репертуар немецкоязычных опер, новые постановки классических опер “Мадам Баттерфляй”, “Лючия Ди Ламмермур”, “Золушка”, “Аида”, “Тоска” и “Лоэнгрин”, серию новых опер под общим заголовком “Песня Хьюстона”. В рамках этой серии в сезоне 2007-08 годов состоялась мировая премьера оперы Кристофера Теофанидиса и Леа Лакса “Беженец”, в которой рассказывается о представителях разных народов (среди них – наши бывшие соотечественники), получивших пристанище в Хьюстоне. В 2010 году благодаря усилиям Фрейда была поставлена первая опера в жанре мариачи “По направлению к луне” о трех поколениях семьи, живущей на техасско-мексиканской границе.
С 1995 по 2005 годы Фрейд возглавлял жюри международного конкурса Би-Би-Си Cardiff Singer of the World Competition, с 2002 по 2005 годы был руководителем оперной ассоциации “Опера в Европе”. Фрейд - первый человек, возглавлявший европейскую (“Opera Europa“) и американскую (“OPERA America“) оперные ассоциации. За годы его руководства членами ассоциации стали пятьдесят оперных театров из более чем тридцати стран Европы.
В 2006 году Энтони Фрейд стал Офицером ордена Британской империи (Officer of the Order of the British Empire).
Осенью 2009 года Фрейд продлил свой контракт с Хьюстонской оперой, а спустя несколько месяцев поменял свое решение и принял приглашение Лирик-оперы Чикаго, став четвертым генеральным директором театра и первым человеком, пришедшим в компанию извне. Напомню, оперный театр в Чикаго создан усилиями Кэрол Фокс. Она руководила театром с 1954 по 1980 годы. С 1981 по 1997 годы генеральным директором была Ардис Крайник, с 1997 по 2010 годы театр возглавлял Уильям Мэйсон.
К своим новым обязанностям Энтони Фрейд приступил в день открытия пятьдесят седьмого сезона Лирик-оперы 1 октября 2011 года. Говорить о его первом пятилетнем сроке можно, но некорректно, поскольку планы на будущее составляются в оперных театрах на несколько лет вперед. Полностью самостоятельными сезонами у Фрейда были всего два последних, предыдущие были сверстаны заранее Мэйсоном. Тем не менее можно подвести первые итоги. За пять лет руководства Фрейдом многое изменилось в репертуаре и взаимодействии театра и города, появились новые образовательные программы. С 2012 года действует новая серия “Опера без границ”, намного увеличилось количество новых постановок, изменился стиль маркетинга.
Одной из главных удач Фрейда стал показ в Чикаго оперы М.Вайнберга “Пассажирка” в постановке Дэвида Паунтни. В беседе со мной Фрейд признался: ”Я инстинктивно настроен критично по отношению к сочинениям, созданным под влиянием военной темы. Многие из них сентиментальны, мелодраматичны, недостаточно глубоки. “Пассажирка” выглядит одним из немногих исключений из этого списка. Тема раскрыта умным мастером. Раскрыта жестко, трезво, без всяких сантиментов”.
Безусловной удачей театра стала опера “Воццек” Альбана Берга в блестящей постановке Джона Маквикара. В прошлом сезоне в театре с большим успехом прошла мировая премьера оперы “Бельканто” перуанского композитора Джимми Лопеса.
Фрейд не устает повторять: “Для меня опера – это слияние музыки и театра. Поэтому я приглашаю для постановок режиссеров из мира драматического театра. Так было в прежние годы в театрах, где я работал, и так сейчас происходит в Лирик-опере”. Действительно, постановки в Лирик-опере стали более зрелищными. Вспомним “Мадам Баттерфляй” Майкла Грэндейджа“Травиату” Арин Арбус, “Севильского цирюльника” Роба Эшфорда, “Парсифаль” Джона Кейрда.
При Фрейде Лирик-опера перестала быть италоцентричной. Вспомним “Бориса Годунова” Мусоргского, “Тангейзер” Вагнера, “Каприччио” Штрауса, вторую мариачи-оперу “Прошлое не закончено” (“El Pasado Nunca Se Termina”).
Фрейд убежден: “Разнообразие репертуара – необходимое условие оперного театра”.
В сезоне 2011-12 годов в Лирик-опере прошла необычная полуконцертная постановка оперы Андре Превина “Трамвай “Желание”, в 2015 году - премьера клезмер-оперы “Недвижимость” польского композитора Влада Мархулеца. Этот сезон театр открыл “Золотом Рейна” Вагнера. В течение трех следующих сезонов на сцене Лирик-оперы прозвучат “Валькирия” (2017-18), “Зигфрид” (2018-19), “Гибель богов” (2019-20), а после окончания основного сезона 2019-20 годов, весной 2020 года, – в течение трех недель три раза целиком вся тетралогия “Кольцо нибелунга”.
Свое первое “Кольцо...“ Фрейд продюсировал в Национальном театре Уэльса еще до того, как стал работать там генеральным директором. Второй раз он взялся за тетралогию, будучи директором Хьюстонской Гранд-оперы, но покинул театр до премьеры, переехав в Чикаго. Третье “Кольцо...“ Фрейд твердо намерен встретить на рабочем месте директора Лирик-оперы.
В этом месяце впервые в истории Лирик-оперы готовят премьеру грандиозной саги Берлиоза “Троянцы”, впереди встреча с редко идущей на сценах мира оперой Массне “Дон Кихот”. Фрейд говорит: “Я не делаю различий между традиционной и авангардной постановками. Кому-то постановка может показаться слишком традиционной, а для кого-то она будет недостаточно авангардной. Все очень субъективно. Мне нравятся ХОРОШИЕ постановки. Есть примеры фантастических традиционных и модерновых постановок, с другой стороны – есть плохие примеры и того, и другого. Театру важно предложить аудитории “слоеный пирог”, дать ей возможность попробовать его. Он должен быть хорошо, равномерно приготовлен, и тогда аудитория получит выбор пойти в разных направлениях”.
За последние годы заметно расширился состав солистов Лирик-оперы. К уже привычным именам прибавились звезды мировой оперной сцены, не выступавшие в Чикаго десятилетия. При Фрейде в Чикаго мы услышали Ферруччо Фурланетто, Анну Нетребко, Томаша Конечны, Дмитрия Белосельского, в театре дебютировали Альбина Шагимуратова и Марина Ребека, Таня Ариане Баумгартнер и Окка фон дер Дамерау, в театр после долгого перерыва вернулись Сондра Радвановски и Петр Бечала. В этом сезоне в театре дебютируют Анита Рахвелишвили и Элеонора Буратто.
Фрейд изменил продолжительность оперного сезона. Теперь после восьми опер основной программы нас ждет “десертное меню” из мюзикла и современной оперы.
На меня большое впечатление произвели эрудиция Фрейда, его знание тонкостей вокального искусства, понимание роли культуры в современном мире. То, что он говорил, совсем не похоже на слова чиновника от культуры. Это, скорее, размышления творца. “Большая редкость в оперном мире – иметь театр-семью. Я горжусь тем, что оказался связанным именно с такими театрами. Я стараюсь культивировать чувство театра-дома. Многие артисты, приезжающие в Лирик-оперу, чувствуют разницу уже через несколько дней. Я прохожу за сцену оперных театров мира, и все они выглядят одинаковыми. Обычные оперные “машины”. Возвращаясь в Лирик-оперу, я чувствую себя частью большой оперной семьи. Мне это нравится. Мне кажется, чувство сопричастности к театру переносится на творчество. Если артисты приходят в театр с удовольствием, если их радушно встречают, если их проблемы решаются, значит, они с большей отдачей будут репетировать и играть в спектаклях. Чем лучше настроение артиста, тем выше качество исполнения и результат. Мы находимся в театре для того, чтобы артистам было максимально комфортно работать”.
В конце нашей беседы я спросил у Фрейда, в чем главная угроза опере в современном мире. Господин директор ответил: “Финансовая нестабильность. Но я должен сказать, что опера продолжает оставаться популярным искусством. Наши новые инициативы находят зрителей и слушателей. Опера по-прежнему остается живым искусством. Мы должны быть динамичными, активными, прозорливыми, чтобы развивать оперу. Я оптимистичен по поводу положения оперы в обществе и будущего оперы. Опера выживет в наши тяжелые времена. Чем тяжелее время, тем важнее искусство”.
Мне кажется, в лице Энтони Фрейда Лирик-опера получила идеального руководителя. Он влюблен в оперу, прекрасно ее знает, он - опытный менеджер, хозяйственник, у него прекрасные отношения с солистами, связи и влияние в оперном мире. В должности руководителя оперного театра он на своем месте. В четырнадцать лет Энтони четко знал, что хочет руководить оперной компанией, всей последующей работой он доказал, что может это делать! Пожелаем господину директору, а вместе с ним Лирик-опере удачи и процветания!
Nota bene! Билеты на все оперы и концерты Лирик-оперы Чикаго сезона 2016-17 годов - по телефону 312-827-5600, на сайтеhttps://www.lyricopera.org/ или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker DriveChicagoIL 60606.                                                                                                        
Фотографии к статье:
Фото 1. Генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд в зале Лирик-оперы (2012 год). Фото – Стив Леонард 
Фото 2. Лирик-опера. Фото – Жаклин Симпсон
Фото 3. Энтони Фрейд держит в руках высшую театральную награду Чикаго Jeff Award (Чикаго, 2013 год). Фото - Тодд Розенберг

Комментариев нет: