26 сент. 2016 г.

Оркестр в лицах. Кто есть кто в Чикагском симфоническом. Часть II

22 сентября 2016 года открывается сто двадцать шестой сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). В прошлом выпуске газеты “Реклама” я вспомнил легендарных музыкантов, навсегда вошедших в историю ЧСО. Сегодня - о том, кто в настоящее время составляет славу оркестра. Перед вами - специальный проект Оркестр в лицах. ЧастьII.
Роберт Чен (Robert Chen). Концертмейстер ЧСО с 1999 года. Родился в городе Тайпей на Тайване. Впервые взял в руки скрипку в возрасте семи лет. Когда ему было десять лет, семья эмигрировала в США и обосновалась в Лос-Анджелесе. Роберт занимался у Роберта Липсетта. Уже в двенадцать лет юный скрипач выступил в концерте с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром и участвовал в мастер-классе Яши Хейфеца. Выпускник Джульярдской школы по классу профессоров Дороти Дилей и Масао Кавасаки. Лауреат Первой премии Международного конкурса скрипачей в Ганновере (Германия). В качестве приза на студии Berlin Klassics записал полное собрание скрипичных произведений П.Чайковского. На должность концертмейстера в ЧСО его пригласил тогдашний музыкальный руководитель Даниэль Баренбойм. В 2000 году музыкант впервые выступил на сцене Чикагского симфонического центра в качестве солиста. В 2003 году он стал первым исполнителем Скрипичного концерта Э.Картера. Чен солировал в мировой премьере сочинения Августы Ред Томас “Astral Canticle”, на первом исполнении оркестром Скрипичного концерта Д.Лигети и “Chain Two” В.Лютославского. Обязанности концертмейстера ЧСО Чен совмещает с сольной карьерой и педагогической деятельностью, являясь профессором университета имени Рузвельта. Свободное время предпочитает проводить в кругу семьи, с женой Лаурой и двумя детьми: Беатрис и Ноа.
Стефани Йонг (Stephanie Jeong). Второй концертмейстер ЧСО с сентября 2011 года. Родилась в городке Ист-Ратерфорд (штат Нью-Джерси). Со скрипкой не расстается с ранних лет. Первые уроки получила у Николь Дисекко в Suzuki Program Music School (Нью-Йорк). В три года семья переехала в Чикаго, и Стефани стала учиться в Betty Haag Academy of Performing Arts. Здесь же началась ее блистательная музыкальная карьера. В девять лет она была принята в Музыкальный институт Кертиса, став одной из самых молодых студенток в его истории. Потом последовала учеба в Джульярдской школе. В качестве солистки Стефани дебютировала в двенадцать лет, и сразу - с ЧСО и Филадельфийским симфоническим оркестром. Лауреат Первой премии Международного конкурса имени Паганини в Италии (2008 год). С 2010 года – член скрипичной группы оркестра Нью-Йоркской филармонии. С сентября 2011 года - второй концертмейстер ЧСО. Первый музыкант, взятый в оркестр нынешним музыкальным руководителем Риккардо Мути. Стефани заняла место второго концертмейстера в возрасле двадцати трех лет. Один из самых молодых музыкантов американских симфонических оркестров.
Элисон Далтон (Alison Dalton). Член секции первых скрипок ЧСО с 1987 годаРодилась в городе Рочестер (штат Нью-Йорк) в музыкальной семье. Первые уроки скрипки получила от отца в возрасте пяти лет. В тринадцать она дебютировала в качестве солистки, исполнив с Симфоническим оркестром Юты “Гаванку” К.Сен-Санса. После окончания школы и стажировки в классе Ивана Галамяна в Институте Кертиса в Филадельфии Элисон отправилась в Вену и присоединилась к Оркестру австрийского радио и квартету Klaring. Тогда ведущие европейские оркестры отказывали женщинам в праве участвовать в прослушивании. Элисон вернулась в США, получила диплом мастера в Манхэттенской школе музыки. В составе секции первых скрипок ЧСО с 1987 года. Выиграв прослушивание, она получила приглашение от самого сэра Георга Шолти. Репетиции, концерты, гастроли... - она была счастлива работать в замечательном оркестре. Все изменилось в начале 2013 года во время гастролей ЧСО в Гонконге. Зрение Элисон стало стремительно ухудшаться. Ей подбирали все новые и новые очки, но это не помогало. У музыканта обнаружили болезнь Штаргардта (Bull’s Eye Maculopathy) - редкое заболевание, относящееся к макулярной дистрофии в центральном отделе сетчатки. Главный симптом болезни - потеря резкости зрения. Поворотным пунктом стал для нее сентябрь 2013 года. ЧСО исполнял Вторую симфонию Брамса. “Это произведение я знаю довольно хорошо, - рассказывает Элисон. – Я играю и думаю: “Почему коллеги играют триоли, а я – нет? Оказывается, я не видела цифры в нотной записи.” Не доиграв концерт, Элисон ушла со сцены. “Я сказала менеджеру, что не могу играть – не вижу нот.” По контракту ей предоставили отпуск, который продлился два года... Ее жизнь продолжалась. Четверо из пятерых детей закончили школу и поступили в колледжи, она вышла замуж, вела студию в Гайд-парке, научилась играть на барочной скрипке. Этот инструмент требует отличной от традиционной скрипки техники игры. Барочный репертуар легче запомнить – огромное преимущество для музыканта, который не может читать ноты.
Элисон обращалась к десяткам врачей, но до сих пор никто внятно не смог объяснить ей причину неожиданной потери зрения. Она пыталась читать ноты по увеличенным копиям, но это оказалось неудобно: приходилось слишком часто переворачивать ноты. На помощь пришли новые компьютерные технологии. Сотрудники департамента экологии и эволюции Чикагского университета разработали для Элисон специальную модель компьютера (25 by 15-inch touchscreen Lenovo monitor). Теперь, чтобы подготовить новое произведение, она получает ноты, сканирует их, увеличивая размер в четыре раза (400%). В результате на экране остаются три нотных стана вместо десяти-двенадцати, как это бывает на обычном листе бумаге. Чтобы перевернуть страницу, Элисон нажимает на специально совмещенную с компьютером педаль. С горькой иронией она говорит, что ей пришлось снова вернуться в школу и освоить еще один инструмент. После долгих репетиций вне оркестра в июне 2015 года Далтон участвовала в концертах ЧСО в Равинии. 30 июля 2015 года состоялось не менее значимое событие в ее жизни - сольный концерт в Линкольн-парке. Концерт после двух лет болезни... Выйдя на поклоны, Элисон сказала: “В моем положении люди обычно не возвращаются к работе. Вы - моя тестовая аудитория”. Ответом ей была овация зрительного зала. С сезона 2015-16 годов Элисон Далтон снова в секции первых скрипок ЧСО. На вопрос, что давало ей силы не сдаваться все это время, она отвечает: “МУЗЫКА! Я помню одну репетицию с ЧСО. Мы готовили барочную программу. Звучала Третья оркестровая сюита Баха. Вдруг я почувствовала счастье от этой неземной музыки. На свете есть множество замечательных вещей, но музыка прекрасней всего”. Элисон играет на скрипке 1707 года работы миланского мастера Гранчино. (В материале использованы фрагменты статьи журналистки Ханны Эдгар из газеты “The Chicago Maroon”.)
Мелани Капчински (Melanie Kupchynsky). Член секции вторых скрипок ЧСО с 1989 годаРодилась в городке Ист Брунсвик (штат Нью-Джерси). Инструмент, по ее собственному признанию, не выбирала. Когда Мелани было четыре года, отец – школьный учитель Джерри, родом из Украины – дал ей скрипку. Поначалу она относилась к музицированию, как к игре, но постепенно поняла, что без этой игры жить не может. С отличием окончила New England Conservatory of Music (дипломы бакалавра и мастера). В 1984 и 1985 годах стажировалась в Музыкальном центре Танглвуда. Начинала с концертмейстера секции вторых скрипок Симфонического оркестра Спригфилда (штат Массачусетс). В 1988 году перешла в Питтсбургский симфонический оркестр в секцию первых скрипок. В ЧСО с 1989 года. Не может забыть первой репетиции с Георгом Шолти: “Я его до этого никогда не видела в деле. И тут – репетиция записи концерта на DVD. Передать словами ощущения нельзя”. Выпустила книгу об отце “Strings Attached. Живет с мужем Эдвардом Харрисоном. У них трое детей: сын Николас и двойняшки Лора и Грегори.
Матоус Михал (Matous Michal). Член секции вторых скрипок ЧСО с февраля 2016 годаРодился в Праге. В возрасте четырех лет впервые взял в руки скрипку. Первым педагогом был отец Ладислав Михал. Победитель международных скрипичных конкурсов, в том числе – Конкурса молодых музыкантов-виртуозов в Дубае. Он выиграл его в возрасте четырнадцати лет. В качестве приза получил возможность дебютировать с оркестром. С Большим симфоническим оркестром имени Чайковского сыграл Первый скрипичный концерт Н.Паганини. Его педагогами были Гленн Диктероу, Лиза Ким, Чарльз Авшарян, Павел Прантл, Кэтлин Уинклер. Учился в Пражской консерватории, Джульярдской школе (диплом бакалавра) и Манхэттенской школе музыки. Диплом мастера Манхэттенской школы музыки получил через четыре месяца после того, как был принят в ЧСО. Во время учебы (2010-14 годы) работал концертмейстером в The Juilliard Orchestra и в оркестре Манхэттенской школы. В 2014 году стал концертмейстером фестивального оркестра в Вербье (Verbier Festival Orchestra). Летом 2015 года играл в группе первых скрипок Оркестра Грант-парка (Чикаго). В ЧСО с февраля 2016 года. Был принят одновременно с братом Симоном.
Симон Михал (Simon Michal). Член секции вторых скрипок ЧСО с февраля 2016 годаРодился в городе Горни-Бездеков (Чехия). Вместе с братом занимается скрипкой с четырех лет. Первым педагогом был отец Ладислав Михал. В возрасте четырнадцати лет поступил в Пражскую консерваторию. Выпускник Джульярдской школы (диплом бакалавра). Победитель международных скрипичных конкурсов. С 2011 по 2015 годы - концертмейстер Juilliard Symphony и Juilliard Opera. С 2015 года - концертмейстер фестивального оркестра в Вербье. Осенью 2015 года начал обучение в Манхэттенской школе музыки, но в январе 2016 года покинул Школу ради работы в ЧСО. В ЧСО с февраля 2016 года. Был принят одновременно с братом Матоусом.
Чарльз Пиклер (Charles Pikler). Концертмейстер секции альтов ЧСО с 1986 года.
В детстве занимался на фортепиано с родителями. Скрипичные уроки получил у Бена Орнстайна, Бронислава Гимпеля в университете Коннектикута и у Романа Тотенберга в Tanglewood Young Artist Program при Berkshire Music Center. Дипломированный математик, с отличием окончил университет Миннесоты. Карьеру музыканта начал в 1971 году скрипачом в Симфоническом оркестре Миннесоты. С 1974 по 1976 годы служил в скрипичной секции Кливлендского симфонического оркестра, с 1976 по 1978 годы - в Роттердамском филармоническом оркестре. В ЧСО - с 1978 года. Сначала - в качестве скрипача, а с 1986 года - концертмейстера альтовой секции. Часто выступает в камерных концертах. Первый альтист Ars Viva Symphony Orchestra, концертмейстер Chicago Chamber Orchestra, основатель и музыкальный руководитель камерного оркестра I Solisti. Преподает в Северо-Западном университете. Женат. Трое детей: сыновья Дэвид и Эндрю, дочь Эми.
Вейджин Вонг (Weijing Wang). Член секции альтов ЧСО с марта 2012 года.
Родилась в Шанхае (Китай). Начала учиться играть на скрипке в четыре года. Альтом занимается с семнадцати лет. В 2004 года без экзаменов была принята в престижную Шанхайскую консерваторию. После переезда в Чикаго училась в Chicago College of Performing Arts. Лауреат многочисленных международных конкурсов. Среди них – Вторая премия Chicago National Viola Competition, Золотая медаль на Shenyang National Viola Competition, Третья премия на Beijing National Viola Competition. С 2007 до 2009 года – концертмейстер секции альтов в Симфоническом оркестре Феникса (самый молодой концертмейстер в истории оркестра), с 2009 до 2012 года – исполняющая обязанности концертмейстера Симфонического оркестра Сент-Луиса. В ЧСО с марта 2012 года. Часто выступает в качестве солистки с американскими оркестрами. Одна из основательниц ансамбля “Chicago Peridot String Quartet”, с которым гастролирует по городам США и Европы.
Джон Шарп (John Sharp)Концертмейстер секции виолончелей ЧСО с 1986 года.
Родился в городе Уэйко (штат Техас). Начал играть на виолончели в десять лет. Музыкант вспоминает: “Учительница пришла в класс и спросила, кто хочет записаться на струнные инструменты. К тому моменту я пробовал все: рисование, боулинг... Я вспомнил, что моя тетя преподавала музыку в колледже, ее специализацией была виолончель. Я поднял руку и сказал: “Буду играть на виолончели”. Через три года Шарп стал частным образом заниматься у пережившего Рижское гетто и советский лагерь (он бежал из него в американскую оккупационную зону, а потом эмигрировал в США) педагога Льва Аронсона. Шарп попал в хорошую компанию, ведь среди учеников Аронсона были Линн Харрелл и Ральф Киршбаум.
Шарп - выпускник Джульярдской школы (диплом мастера). Лауреат Третьей премии Международного конкурса Чайковского (Москва, 1986 год). Три года служил концертмейстером в Симфоническом оркестре Цинциннати (1983-86 годы), один год - в виолончельной секции оркестра Метрополитен-оперы, работал в Нью-Йоркском струнном оркестре под управлением Александра Шнайдера. В ЧСО был взят Георгом Шолти на место легендарного первого виолончелиста Фрэнка Миллера, занимавшего этот пост с 1959 по 1985 годы. Шарп называет Миллера “дедушкой всех концертмейстеров-виолончелистов”. Шарп был одним из трех кандидатов на место первого виолончелиста. Он победил своих конкурентов после месяца работы в оркестре под наблюдением Шолти. На момент подписания контракта Шарпу было двадцать семь лет, и он оказался самым молодым концертмейстером в истории оркестра. (Сегодня рекорд принадлежит первому фаготу Кайту Банке. Он стал концертмейстером в двадцать один год. О нем – в следующей части.) Оглядываясь назад, Шарп признает, что благоговел перед своим новым музыкальным окружением и немного запуган: “Я чувствовал себя невероятно везучим. Я был молодым и неопытным. Работал четыре года в профессиональных оркестрах, но, например, никогда не играл симфоний Бетховена, а рядом со мной сидели музыканты, игравшие их сотни раз. Я восторгался ими”.
Шарп - профессор отделения виолончели Roosevelt University. Преподает музыкантам – членам секции виолончелей Civic Orchestra of Chicago. Играет на инструменте 1694 года работы Джузеппе Джованни Батисты Гварнери (младшего сына Андреа Гварнери).
Кеннет Олсон (Kenneth Olson). Второй концертмейстер секции виолончелей ЧСО с 2005 годаРодился в Нью-Йорке. Учился в Кливлендском музыкальном институте. Лауреат Первой премии Международного конкурса виолончелистов Накамичи на музыкальном фестивале в Аспене. Основатель East Coast Chamber Orchestra, объединяющего молодых музыкантов со всей страны. С 2005 года - второй концертмейстер секции виолончелей ЧСО.
Продолжение парада музыкантов – членов ЧСО читайте на следующей неделе.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО ЧСО
Фото 2. Роберт Чен. Фото – Тодд Розенберг
Фото 3. Стефани Йонг. Фото – Тодд Розенберг
Фото 4. Элисон Далтон. Фото – Тодд Розенберг
Фото 5. Мелани Капчински. Фото – Тодд Розенберг
Фото 6. Матоус и Симон Михалы. Фото – Дэвид Тейлор
Фото 7. Чарльз Пиклер. Фото – Тодд Розенберг
Фото 8. Вейджин Вонг. Фото – Тодд Розенберг
Фото 9. Джон Шарп. Фото – Тодд Розенберг
Фото 10. Кеннет Олсон. Фото – Тодд Розенберг

Комментариев нет: