9 авг. 2015 г.

Еще раз о “...птичке”. На этот раз - об авторе пьесы



В эти дни Театральная компания Чикаго “Sideshow (Sideshow Theatre Company) представляет спектакль “Глупая гребаная птичка” (вольный перевод автора статьи, оригинальное название – “Stupid Fucking Bird”) по одноименной пьесе американского драматурга Аарона Познера. О том, что это - парафраз на темы пьесы Чехова “Чайка”, указывает подзаголовок: “sort of adapted from Chekhovs The Seagull”. Все персонажи нам хорошо известны, даже некоторые имена совпадают. Начинающий молодой режиссер театра Конрад пытается выбраться из тени матери, знаменитой в прошлом голливудской актрисы Эммы. Он бунтует против искусства, созданного ее поколением, и, как и его знаменитый предшественник Треплев, тоже ищет новые формы. Муза режиссера Нина влюбляется в любовника Эммы, известного писателя Дойла. Все страдают, все по-своему несчастны, каждый разочаровывается в любви... – в общем, знаменитые чеховские мотивы, вписанные в антураж современной Америки. В этом порой непочтительном парафразе на темы классической пьесы Познер позволяет себе полные юмора “буйные” сцены, неожиданные репризы и даже песни...

В прошлом выпуске Театрального обозрения было опубликовано интервью с режиссером-постановщиком спектакля Джонатаном Грином. Сегодня пришло время рассказать об авторе пьесы.


Аарон Познер – яркое имя на карте современного американского театра. Он родился в городе Мэдисон (штат Висконсин), вырос в Орегоне, получил образование в Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс). Автор более двадцати пьес, написанных в течение двадцати пяти лет. Некоторые из них представляют собой адаптации известных классических произведений, например, двух романов Хаима Потока “Избранные” (“The Chosen”, более пятидесяти постановок по всему миру) и “Мое имя Ашер Лев” (“My Name is Asher, Lev”, премьера спектакля по этой пьесе состоялась осенью 2014 года в TimeLine Theatre Company), сборника рассказов Курта Воннегута “Кто я сегодня?”, романа Эдмона Ростана “Сирано де Бержерак” (совместно с Майклом Холлингером). Есть у Познера и мюзиклы – “A Murder, a Mystery & a Marriage” по мотивам рассказа Марка Твена (композитор - Джеймс Сагг) и The Gift of Nothing”.

 
Заканчивая Северо-Западный университет, Познер не думал о карьере драматурга. Он хотел повторить судьбу отца и стать профессором, но в какой-то момент понял, что хочет заниматься театром. В качестве человека, оказавшего на него влияние, Познер называет профессора актерского отделения университета, известного чикагского актера и режиссера Фрэнка Галати.

 
Все, что занимает центральное место в творчестве Познера, было сформировано в течение десяти лет, когда Познер был одним из основателей и художественным руководителем Arden Theatre в Филадельфии. Он поставил там более тридцати пяти спектаклей и научился, как он сам говорит, “ремеслу профессии”. В настоящее время Познер является одним из руководителей Folger Theatre в Вашингтоне и членом труппы Milwaukee Repertory Theater. Лауреат трех премий “Helen Hayes” за лучшую режиссуру за последние восемь лет. Все три спектакля“Measure For Measure”, “The Two Gentlemen of Verona”, “Cyrano” - были поставлены в Folger Theatre.


В беседе с кинорежиссером, театральным и кинокритиком Сидни-Шанел Жоукинс (беседа была опубликована в июльском выпуске прошлого года вашингтонского театрального журнала “The Playwright’s Playground”) Познер признался, что только с пьесы “Глупая гребаная птичка” он начал думать о себе как о драматурге: “Хотя я до сих пор строю свои пьесына костях” существующей литературы, мои вариации на чеховские темы совсем не благоговейные. Я не служу Чехову. Я подрываю, извращаю, занимаюсь деконструкцией его героев. Оригинальное произведение дает мне возможность личных исследований, позволяет мне высказаться по поводу вещей, которые меня глубоко волнуют и интересуют”. Познер говорит, что не любит показывать злодеев, его не интересуют “черно-белые” персонажи: “Мне нравится писать о неоднозначных людях и их неоднозначных поступках”. На вопрос интервьюера, почему он взялся за чеховский “ремикс”, драматург ответил так: “Я люблю Чехова теоретически, но очень редко доволен театральными инсценировками его пьес. Чехов был блестящим, проницательным, революционным автором, но потом... парадигма изменилась. Большинство пьес, написанных за последние сто лет, находятся в большом долгу перед его героями, но это огромное влияние привело к тому, что на смену радикализма пришел историзм и часто избитые темы и сюжеты. А мне хочется быть немного революционером. Я не претендую даже на крошечный процент чеховского гения, но я провел в театре более двадцати пяти лет, и хотелось бы думать, что я кое-что узнал о необъяснимом театральном чуде, называемом Игрой. Я написал честно о том, чем я действительно интересовался, в такой форме, которая разбудит, удивит, шокирует зрителя, которая заставит его немного приподняться в кресле, а не сонно сидеть, развалившись в нем... Я писал эту пьесу очень легко – процесс был захватывающим. Я не волновался - просто делал свое дело. Потом, во время репетиционного процесса, началась бесконечная доработка, изменение, дописывание, переписывание... Я только недавно окончательно закончил пьесу и вскоре буду ее публиковать. Я не могу возиться с ней всю жизнь – надо оставить что-то на следующую”. Аарон Познер рассказал, откуда появилось столь вызывающее название: “Название появилось раньше пьесы, года четыре тому назад. Я сказал это в шутку во время репетиций другой пьесы, во время разговора о Чехове. Потом, выходя из комнаты, добавил: “Я должен сделать свою пьесу об этих героях и назвать ее “Stupid Fucking Bird”. Друзья долго смеялись. С этого все и началось. В названии мне было важно показать, что я свободен в выборе, что мне не надо волноваться по поводу цензуры, и т.д. И люди, кажется, это понимают. Приятно иметь название, которое вызывает смех и точно описывает энергетику и динамику спектакля”.

 
Когда и как пишет Познер? ”Я пишу на компьютере. Пишу быстро, много и не волнуюсь по этому поводу. Знаю, что буду сокращать, поэтому просто пишу, пока пишется. Я понятия не имею, что такое дисциплина. У меня нет установленного времени. Есть сумасшедшая жизнь и дочь. Пишу, когда могу: очень поздно ночью, очень рано утром, в поездах, в залах ожидания... Сцену вечеринки в третьем акте “...птички” я написал одной рукой, стоя у компьютера. Дочке было около восьми месяцев, она спала у меня на плече.”

 
Сидни-Шанел Жоукинс попросила Познера назвать трех любимых современных драматургов.Я люблю Тома Стоппарда за широту и интеллект. Люблю Дункана Макмиллана, который написал интересную пьесу “LUNGS”. Люблю Чака Ми. Я бы не написал своих пьес, если бы не видел и не читал его удивительных работ. Я очень благодарен ему. И, конечно, есть очень, очень много других писателей. Надеюсь, у меня будет больше времени, чтобы прочитать и увидеть их работы. Новые пьесы невероятно вдохновляют, они позволяют идти театру в новом направлении. Я хочу быть частью этого движения.”

Аарон Познер живет в пригороде Вашингтона с женой Эрин и четырехлетней дочкой Мейси. Правда, дома он появляется редко. Он мотается по стране, ставя спектакли или присутствуя на премьерах своих пьес. В августе 2014 года в American Players Theatre (городок Spring Green, штат Висконсин) в постановке Познера состоялась премьера спектакля по пьесе Дж.Бернарда Шоу “Дилемма доктора”. В январе 2015 года в Theater J (Вашингтон) прошла мировая премьера спектакля по пьесе “Life Sucks (Or the present ridiculous)” - еще одна вариация на чеховскую пьесу, на этот раз “Дядю Ваню”, где наш герой выступил в качестве автора и режиссера. Весной 2015 года Познер поставил в Folger Theatre пьесу Тома Стоппарда “Розенкранц и Гольденстерн мертвы”. А в эти дни Познер находится в Чикаго и в качестве автора и режиссера-постановщика принимает участие в репетиционном процессе “Бури” Шекспира в Шекспировском театре. Так что с его творчеством мы скоро встретимся снова...

Nota bene! СпектакльГлупая гребаная птичкаидет до 30 августа 2015 года в помещении Victory Gardens Zacek McVay Theater по адресу: 2433 North Lincoln Avenue, Chicago, IL 60601. $15-$49. Заказ билетов - на сайте www.victorygardens.org, по телефону 773-871-3000 или в кассе театра.

Фотографии к статье:
Фото 1. Аарон Познер
Фото 2-7. Сцены из спектакля “Глупая гребаная птичка”. Фото – courtesy of DEF

Комментариев нет: