9 мая 2014 г.

“Truth to Power”: фестиваль в Чикагском симфоническом центре (22 мая – 8 июня 2014 года)


Тридцатые-сороковые годы XX века – время великой депрессии, расцвета диктаторских режимов и Второй мировой войны, жертвами которой стали около шестидесяти миллионов человек. В эту страшную эпоху жили и творили великие композиторы Бенджамен Бриттен, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович.
Фраза
“truth to power” впервые была упомянута в Трактате квакеров – христианском движении, возникшем в Англии в середине XVII века. Квакеры всегда говорят правду, отвергают насилие в любой форме и считают, что сильные мира сего способны изменить свою точку зрения, когда они слышат мнения представителей народа. Идеи квакеров стали краеугольным камнем пацифистского движения.

“Truth to Power” – таково название музыкального фестиваля, который пройдет с 22 мая до 8 июня в Чикагском симфоническом центре. Фестиваль объединит музыку Бенджамена Бриттена, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича.

Они были очень разными в жизни. Не всегда легкими, не всегда расположенными к общению... Известно, что Бриттен испытал сильнейшее влияние русской музыкальной школы, и у него были особые отношения с Россией: дружба с Шостаковичем, совместное музицирование с Рихтером и Ростроповичем... После того, как композитор услышал в Лондоне игру Мстислава Леопольдовича, он сочинил для него Сонату для виолончели и фортепиано в пяти частях. Один из рецензентов назвал ее “пятью фотоснимками мастерства Ростроповича”. Премьера Сонаты прошла в Москве и Ленинграде в марте 1963 года. Новый 1965 год Бриттен встречал с Шостаковичем на его даче в поселке Жуковка. Шостаковичу Бриттен посвятил оперу “Блудный сын”, Ростроповичу - Виолончельный концерт, Галине Вишневской - Цикл песен на стихи Пушкина. В свою очередь, Шостакович посвятил Бриттену Четырнадцатую симфонию. В июле 1972 года Шостакович посетил Бриттена в Олдборо. Это была их последняя встреча.

Непросто складывались при жизни взаимоотношения Прокофьева и Шостаковича. Молодой Шостакович многому научился у своего старшего коллеги (Прокофьев старше его на пятнадцать лет), во многом ориентировался на него. Прокофьев, наоборот, отнесся к молодому композитору высокомерно, сказав о нем: “Он не обладает сильным даром мелодиста”. После возвращения Сергея Сергеевича в Советский Союз композиторы довольно часто встречались. Почти сразу стало ясно, что у них абсолютно разные характеры и взгляды на музыку и исполнительское искусство. По свидетельству композитора Дмитрия Толстого, “столкнулась бесцеремонная прямота одного с болезненной ранимостью другого”. Культуролог Соломон Волков в книге “Шостакович и Сталин: художник и царь” приводит один интересный эпизод, подтверждающий этот вывод. “Писатель Алексей Толстой в 1934 году пригласил к себе на обед Прокофьева и Шостаковича вместе с большой компанией ленинградской культурной элиты. После кофе хозяин уговорил Прокофьева сыграть на рояле скерцо и гавот из его Классической симфонии... Гости остались в восторге, особенно восхищался Шостакович: “Это прекрасно. Просто восхитительно!” После этого Шостакович показал свой Концерт для фортепиано. Теперь была очередь Прокофьева высказать свое суждение. “Ну что я могу сказать, - начал он, положив ногу за ногу и закинув руку за спинку кресла. – Это произведение мне показалось незрелым, несколько разбросанным по форме... Концерт мне представляется стилистически слишком пестрым и не очень отвечающим требованиям хорошего вкуса.” После этой реплики Прокофьева Шостакович выбежал из дома, повторяя: “Прокофьев – негодяй и подлец! Он больше для меня не существует!” На некоторое время Шостакович стал нетерпим даже к упоминанию имени Прокофьева, а глубокая трещина в отношениях двух великих композиторов осталась навсегда. Публичные словесные пикировки Шостаковича и Прокофьева продолжались и до войны, и в военные годы. Только “антиформалистическая” кампания 1948 года, жертвами которой стали оба композитора, послужила толчком к их примирению. Теперь оба понимали, что они в “одной лодке”. У гроба Прокофьева Шостакович сказал: “Я горжусь тем, что мне посчастливилось жить и работать рядом с таким великим музыкантом, как Сергей Сергеевич Прокофьев”. Похороны композитора прошли в один день с похоронами тирана, и среди кучки людей, провожавших в последний путь Прокофьева, был и Шостакович. Он пережил своего коллегу на двадцать два года.

Бриттен, Прокофьев и Шостакович работали в разных формах искусства, начиная от оперы и балета до театра, кино и телевидения. Фестиваль концентрируется на их симфонической и камерной музыке.

За час до начала большинства концертов в фойе Чикагского симфонического центра пройдут выставки, показы фрагментов картин, поэтические чтения на темы музыки Бриттена, Прокофьева и Шостаковича.

Расскажу коротко об исполнителях и программе фестиваля.

22-24 мая, 8.00 pm. Два сочинения времен Второй мировой войны – “Морские интерлюдии” и Пассакалия из оперы “Питер Граймс” Б.Бриттена (1945 год) и Седьмая (“Ленинградская”) симфония Д.Шостаковича - прозвучат в первой программе фестиваля в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) под управлением Яапа ван Зведена.

C оперой “Питер Граймс” к Бриттену пришел первый настоящий успех. Опера рассказывает о рыбаке Питере - непонятом одиночке, раздражающем односельчан своим высокомерием и закрытостью. Доведенный до отчаяния, он уходит в море на старой лодке, чтобы никогда не возвращаться в этот жестокий мир. Цикл “Морские интерлюдии” и Пассакалия – так называемые оркестровые антракты оперы. Они звучат в перерыве между картинами. В цикле “Морские интерлюдии” – четыре антракта: “Рассвет”, “Воскресное утро”, “Лунный свет”, “Буря”. Каждый из них представляет собой оригинальную оркестровую пьесу. Пассакалия – музыкальная пьеса, звучащая перед последней картиной оперы.

Считается, что Седьмая симфония Шостаковича – отклик композитора на начало Великой Отечественной войны. Вот какими словами диктора начался концерт в филармонии блокадного Ленинграда, транслировавшийся по радио на всю страну: “Дмитрий Шостакович написал симфонию, которая зовет на борьбу и утверждает веру в победу”. Однако в своей книге “Шостакович и Сталин: художник и царь” Соломон Волков убедительно показывает, что замысел Седьмой симфонии начал созревать у Шостаковича еще до начала войны. Оказывается, исполнение Седьмой симфонии было включено в план концертного сезона Ленинградской филармонии на 1941-42 годы, который был опубликован в ленинградских газетах весной 1941 года, то есть до начала войны! Волков пишет: “Точный и пунктуальный в такого рода делах, Шостакович ни в коем случае не разрешил бы дать подобного объявления, если бы к этому времени не представлял себе совершенно ясно, каким будет его новое произведение”. Сам Шостакович говорил: “Я не ставил себе задачу натуралистически изобразить военные действия, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий”. Но если тема нашествия из первой части симфонии не связана с проходом гитлеровских войск внутрь территории СССР, то можно предположить, что “суровые события”, как уклончиво именует их композитор, - это массовые чистки, репрессии, ссылки, расстрелы. В разговорах с Волковым Шостакович говорил: “Я должен был написать реквием по всем погибшим, по всем замученным. Я должен был описать страшную машину уничтожения и выразить чувство протеста против нее”. А в журнале “Знамя” в воспоминаниях близкой знакомой Шостаковича Флоры Литвиновой читаем такие слова композитора о Седьмой симфонии: “Это музыка о терроре, рабстве, несвободе духа... Седьмая симфония – не только о фашизме, но и о нашем строе, о любом тоталитаризме”. По-моему, лучше не скажешь.

Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. 19 июня того же года она прозвучала в Нью-Йорке. Симфоническим оркестром дирижировал Артуро Тосканини. Концерт транслировался всеми радиостанциями Америки и Канады. Симфонию слушали одновременно около двадцати миллионов человек! 9 августа 1942 года прошло исполнение симфонии в осажденном фашистами Ленинграде. (На титульном листе партитуры сочинения стоял подзаголовок – “Посвящается городу Ленинграду”. Отсюда название симфонии – “Ленинградская”.) С этого дня началось триумфальное шествие Седьмой по всему миру.

За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы об исполняемых произведениях создателя программы “Вокруг произведения” (“Beyond the Score”), английского музыковеда и композитора Джерарда Макберни. Кроме этого, там же 22 мая пройдет выставка “Когда перо приравняли к штыку: русская поэзия во время Второй мировой войны 1941-45 годов”, а 23 мая мы увидим фрагменты из фильмов с музыкой Д.Шостаковича.

29 мая, 8.00 pm; 30 мая, 1.30 pm. В исполнении ЧСО под управлением Яапа ван Зведена
прозвучат Симфония-концерт для виолончели и оркестра С.Прокофьева (солистка - Алиса Вайлерштайн), Сюита на английские народные темы “A time there was...” Б.Бриттена и Девятая симфония Д.Шостаковича.

Симфония-концерт для виолончели и оркестра Прокофьева – еще одно бессмертное произведение, по которому мы вспоминаем трагическое сталинское время. В нем есть тоска, отчаяние, неповиновение и вместе с тем теплый нежный лиризм. Это - одно из последних сочинений Прокофьева: композитор работал над Симфонией-концертом с 1950 по 1952 годы. Непревзойденным исполнителем этого произведения был близкий друг композитора Мстислав Ростропович. Мы услышим это сочинение в исполнении талантливой американской виолончелистки Алисы Вайлерштайн. Она родилась в 1982 году в Нью-Йорке в музыкальной семье. С четырех лет начала обучаться музыке. Ее карьера развивалась стремительно. Уже в тринадцать лет Алиса играла Вариации на тему рококо П.И.Чайковского с Кливлендским симфоническим оркестром, спустя некоторое время состоялись дебютные выступления виолончелистки с оркестрами Филадельфии, Питтсбурга, Балтимора, Сан-Франциско, Нью-Йорка. Алиса Вайлерштайн – выпускница Колумбийского университета по специальности “История России”. Дебют Вайлерштайн в Чикагском симфоническом центре состоялся на фестивале А.Дворжака в 2009 году. В марте 2011 года она выступала в Чикаго с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (дирижер – Ю.Темирканов), солировала в Первом виолончельном концерте Д.Д.Шостаковича.

Работа над Девятой симфонией была начата Шостаковичем в январе 1945 года. Война подходила к концу, и композитор задумал посвятить ее победе Советского Союза над фашистской Германией. Однако получилось все не совсем так. Пафоса в Симфонии не было – скорее, она была пропитана воздухом свободы и каким-то особенным сарказмом, особенно – марш, где звучит соло флейты-пикколо. Сам композитор назвал свое новое произведение “вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее”. Премьера Девятой симфонии состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Оркестром Лениградской филармонии дирижировал Е.Мравинский. А в 1948 году Симфония вместе с другими сочинениями Шостаковича была запрещена. Она не исполнялась до 1955 года.

За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы об исполняемых произведениях журналистки и музыковеда Лауры Стенфилд Причард. Кроме этого, там же 29 мая пройдет выставка “Русские композиторы и поэзия”, а 23 мая – “Искусство и проблемы патриотизма”.

31 мая, 8.00 pm; 3 июня, 7.30 pm. Третья программа ЧСО под управлением Яапа ван Зведена: Пять фрагментов Д.Шостаковича, “Симфония-реквием” Б.Бриттена, Пятая симфония С.Прокофьева.

Пять фрагментов Шостаковича – единственное произведение, написанное Шостаковичем в 1935 году. Композитор считал Фрагменты подготовкой к Четвертой симфонии и говорил, что они имеют “типично лабораторное значение”. Пять фрагментов Шостаковича исполняются ЧСО впервые.

“Симфония-реквием” Бриттена – сочинение 1940 года. Композитор предчувствует крушение старого мира, его музыка полна траура и скорби.

Родившаяся в годы Великой отечественной войны Пятая симфония Прокофьева – гимн мужеству человека. Композитор говорит: “В Пятой симфонии я хотел воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту. Не могу сказать, что я эту тему выбирал, - она родилась во мне и требовала выхода. Я написал такую музыку, какая зрела и наконец наполнила мою душу”.

За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы об исполняемых произведениях журналистки и музыковеда Лауры Стенфилд Причард. Кроме этого, там же перед концертами мы увидим фрагменты из фильмов с музыкой С.Прокофьева.

1 июня, 3.00 pm. Сольный концерт известного американского пианиста русского происхождения Владимира Фельцмана. В программе: Соната ля бемоль мажор Й.Гайдна, Соната ля минор Ф.Шуберта, Шестая соната С.Прокофьева.

5, 7 и 8 июня, 8.00 pm; 6 июня, 1.30 pm. В заключительной программе фестиваля ЧСО под управлением Яапа ван Зведена исполнит Скрипичный концерт Б.Бриттена (солистка - Симона Ламсма) и Пятую симфонию Д.Шостаковича.

Бриттен написал свой Скрипичный концерт в 1939 году. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, но в его музыке уже слышатся ноты зрелого мастера.

Голландская скрипачка Симона Ламсма родилась в 1985 году. Она играет на скрипке с пяти лет. Училась сначала в Певческом колледже музыки по специальному проекту для детей, потом - в Амстердамской консерватории у знаменитого педагога, профессора Давины ван Вели (у нее же учился Яап ван Зведен). В одиннадцать лет Симона переехала в Лондон, чтобы учиться в Школе Иегуди Менухина. Продолжила обучение в Королевской академии музыки. В девятнадцать лет Симона выиграла Международный скрипичный конкурс имени Б.Бриттена. Ее дебютный альбом со скрипичной музыкой Элгара (фирма Naxos) завоевал огромную популярность среди любителей классической музыки. В 2010 году Ламсма была награждена Национальной премией Голландии в категории “Новое поколение музыкантов”. В 2011 году она была приглашена участвовать в ежегодном концерте, который проходит в честь королевской семьи Голландии (Queens Day Concert) и транслируется на всю страну. Ламсма играла в присутствии королевы Беатрис. С Концертом Бриттена скрипачка дебютирует в Чикаго. Она играет на скрипке работы Страдивари.

Дирижер Яап ван Зведен говорит о Симоне Ламсма, как об одном из самых одаренных музыкантов нашего времени. Они часто музицируют вместе. Вот и в этом сезоне после Чикаго Яап ван Зведен и Симона Ламсма выступят вместе в Китае.

Пятая симфония Д.Шостаковича - еще одно великое сочинение композитора. То, что когда-то советскими властями, партийными “музыковедами” и прихвостнями в штатском именовалось “сумбуром вместо музыки”, “формализмом” и “какофонией”, давно уже воспринимается не иначе, как классическое наследие прошлого. Справедливость восторжествовала – давно канули в Лету хулители и гонители Шостаковича, а прекрасная музыка гениального летописца эпохи жива и сегодня. Мы сможем еще раз убедиться в этом, побывав на предстоящих концертах в Симфоническом центре.

За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы об исполняемых произведениях музыковеда Дерека Матсона. Кроме этого, там же перед концертами мы увидим фрагменты из фильмов с музыкой Б.Бриттена (5-7 июня) и выставку “Конфронтация или сотрудничество? Искусство во времена Сталина” (8 июня).

Наконец, надо рассказать о том, кто дирижирует четырьмя программами. Маэстро Яап ван Зведен родился в 1960 году в Амстердаме. В детстве заинтересовался футболом и музыкой: “После школы я играл в футбол с друзьями, потом брал уроки игры на скрипке. Когда мне было одиноко, слушал классическую музыку. Мое любимое произведение - Девятая симфония Бетховена”, - вспоминает дирижер. После учебы в Амстердаме он учился в Джульярдской школе. Победитель Национального конкурса скрипачей имени Оскара Бака (Нидерланды, 1977 год). В 1979 году (в девятнадцать лет!) стал концертмейстером одного из лучших симфонических коллективов мира - оркестра Концертгебау (Амстердам). Таких молодых концертмейстеров история этого оркестра еще не знала! Казалось бы, музыканта ждет безоблачное будущее. Но после шестнадцати лет работы в оркестре (говорят, по совету Леонарда Бернстайна) Яапа ван Зведена потянуло на “свободное плавание”, и он решил сменить скрипку на дирижерскую палочку. В 1996 году началась дирижерская карьера Япа ван Зведена. Успехи не заставили себя долго ждать. Уже первые концерты ван Зведена в новом качестве показали, что за дирижерским пультом стоит серьезный, глубокий музыкант. В разные годы он руководил Нидерландским симфоническим оркестром Энсхеде, Гаагским филармоническим оркестром, Фламандским филармоническим оркестром в Бельгии. В настоящее время ван Зведен является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Далласа (он занимает этот пост с 2008 года) и Гонконгского филармонического оркестра (контракт с оркестром подписан до 2019 года), а также почетным главным дирижером Филармонического оркестра радио Голландии и дирижером-лауреатом Камерного оркестра радио Голландии. В 2011 году журнал “Musical America” назвал его Дирижером года, в 2012 году записи опер “Лоэнгрин”, “Нюрнбергские мейстерзингеры” и “Парсифаль” с Philharmonia Orchestra принесли ему престижную премию Эдисона за лучшую оперную запись.

В 1997 году Яап ван Зведен и его жена Аалтжей образовали фонд (Papageno Foundation) помощи детям, страдающим разной степенью аутизма. Фонд был организатором многих проектов (в том числе – “Music Therapy” и “Music Makers”), направленных на музыкальное развитие больных детей.

Яап ван Зведен - один из самых востребованных дирижеров мира. Он гастролирует в  разных странах, дирижирует оперными и симфоническими оркестрами, участвует в камерных концертах. В ближайших планах маэстро - гастроли в Китае с Гонконгским филармоническим оркестром, участие в Музыкальном фестивале в Вербье (Швейцария).

Яап ван Зведен - частый гость Чикаго. Почти каждый сезон он выступает с ЧСО с самыми разнообразными программами. Кураторство фестиваля музыки Бриттена, Прокофьева, Шостаковича - еще один шаг в сотрудничестве дирижера и оркестра.

Яап ван Зведен рассказывает, что ему интересно показать различие в музыке Прокофьева и Шостаковича: “Шостакович хватает вас за сердце, делится с вами своими эмоциями, заставляет вас следовать за ними. Прокофьев рисует вам картину мира, но вы при этом смотрите на нее извне. Бриттен в этом смысле похож больше на Шостаковича”.

Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра этого сезона, а также абонементы на следующий сезон можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Одиночные билеты на будущий сезон пока доступны только тем, у кого есть абонемент. На некоторые концерты одиночные билеты начнут продаваться в июле, а все билеты поступят в продажу 8 августа 2014 года.

Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО фестиваля
Фото 2. Бенджамен Бриттен
Фото 3. Сергей Прокофьев
Фото 4. Дмитрий Шостакович (Начало тридцатых годов XX века. Фотография из Архива Шостаковича любезно предоставлена Ириной Антоновной Шостакович)
Фото 5. Дирижирует Яап ван Зведен. Фото Берта Халзелманса
Фото 6. Алиса Вайлерштайн
Фото 7. Симона Ламсма

Комментариев нет: