29 янв. 2014 г.

Программа концерта Гидона Кремера


Как я уже писал в предыдущих выпусках Музыкального Чикаго, 7 февраля состоится концерт замечательного скрипача Гидона Кремера и камерного оркестра “КРЕМЕРата Балтика”. На прошлой неделе стала известна программа концерта. Она необыкновенно интересна.

Концерт начнется Сонатой для скрипки и фортепиано Дмитрия Шостаковича. Композитор написал ее в 1968 году в честь шестидесятилетнего юбилея Давида Ойстраха. Премьера Сонаты состоялась 3 мая 1969 года в Москве. Первые исполнители - Ойстрах и Святослав Рихтер. В чикагском концерте соло на скрипке исполняет Гидон Кремер - редкое в последнее время выступление Кремера в качестве скрипача.

После Шостаковича мы услышим малоисполняемые “Вариации на тему Франка Бриджа” – юношеское, 1937 года, полное легкости и веселья сочинение Бенджамина Бриттена, посвященное своему первому учителю. Названия вариаций отражают разносторонние интересы композитора. “Адажио”, “Марш”, ”Романс”, “Итальянская ария”, “Классическое бурре”, “Венский вальс”, “Перпетуум мобиле”, “Траурный марш”, “Песня”, “Финал с фугой” - вереница жанров, разноголосица стилей, скрытые цитаты из великих композиторов от Баха до Малера и Шостаковича. На музыку “Вариаций...” свои балеты сочинили хореографы Фредерик Аштон и Твайла Тарп.

Второе отделение концерта начнется исполнением Десятой симфонии для струнного оркестра Моисея (Мечислава) Вайнберга. Недооцененная при жизни, музыка Вайнберга в наши дни становится все более популярной. Композитор родился в Варшаве (отсюда польское имя Мечислав). В 1939 году эмигрировал в СССР, а его семья, оставшаяся в Польше, погибла в концлагере Травники. Десятая симфония Вайнберга написана в 1968 году для Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая, который впервые исполнил сочинение 8 декабря того же года. В 1970 году была сделана запись этой симфонии.

Вайнберг дружил с Шостаковичем, который хвалил сочинения своего коллеги. Дмитрий Дмитриевич особо выделял оперу Вайнберга “Пассажирка”, называя ее “мастерским, совершенным по стилю и форме произведением”. Опера повествует о страшных событиях времен Холокоста. В основе либретто – одноименная новелла Зофьи Посмыш (годы войны она провела в концлагере в Аушвице и чудом осталась жива), а также личные воспоминания Вайнберга. “Пассажирка” была закончена в 1968 году, но при жизни Вайнберга (он умер в 1996 году) так и не была исполнена. Впервые оперу услышали в концертном исполнении в декабре 2006 года в Московском музыкальном театре имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. Мировая премьера оперы в сценической редакции английского режиссера Дэвида Паунтни (совместная постановка Большого театра Варшавы, Английской национальной оперы и Королевского оперного театра Мадрида) состоялась 21 июля 2010 года на музыкальном фестивале в Брегенце (Австрия). Дирижировал Теодор Курентзис. Североамериканская премьера спектакля состоялась в январе 2014 года в Хьюстонской опере.

Центральным произведением вечера станет “Антиформалистический раек” Д.Шостаковича – сочинение, написанное для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано, ни разу не исполнявшееся при жизни композитора. История этого сочинения достойна отдельного рассказа.

“Антиформалистический раек” возник как отклик Шостаковича на организованную Сталиным компанию травли так называемых “композиторов-формалистов антинародного направления”. Поводом к травле послужила опера В.Мурадели “Великая дружба”, вызвавшая ярость вождя. В ЦК ВКП(б) вызвали деятелей советской музыки. Им популярно объяснили, чем народная музыка отличается от антинародной. Борьба с формализмом в советской музыке продолжилась печально известным постановлением ЦК ВКП(б) “Об опере “Великая дружба” В. Мурадели”. В нем, среди прочего, упоминались и “антинародные, формалистические извращения в творчестве Д. Шостаковича”. Документ, вышедший 10 февраля 1948 года, стал еще одним позорным свидетельством страшной эпохи сталинизма. Потом были проработки “антинародных” композиторов в Центральном доме композиторов и на Первом всесоюзном съезде Союза композиторов... Жертвами постановления оказались лучшие советские композиторы того времени – С.Прокофьев, А.Хачатурян, Н.Мясковский, В.Шебалин. Шостакович “по сокращению штатов” был уволен из профессорского состава Ленинградской консерватории, и его сочинения перестали исполнять.

Шостакович искал сильную форму музыкальной сатиры, в которой мог бы выразить всю степень сарказма, едкой иронии и черного юмора. И такую форму он нашел... у своего великого предшественника Модеста Мусоргского. В пьесе “Раек” 1870 года Мусоргский высмеивал композиторов, музыковедов и музыкальных деятелей, выступавших против принципов “Могучей кучки”. Но если Мусоргский таким образом боролся с невежеством коллег по цеху, то Шостакович покусился не только на “деятелей от музыки”, но и совсем на святое – Партию, Правительство и Лично Товарища Сталина!

Итак, во Дворце культуры проходит собрание на тему “Реализм и формализм в музыке”. Докладчиков трое – товарищи Единицын, Двойкин, Тройкин. Единицын с грузинским акцентом говорит, что “реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы”. Двойкин в своей речи указывает на то, что от музыки требуется красота и изящество, тогда как “музыка немелодичная, неэстетичная, негармоничная, неизящная - это бормашина или музыкальная душегубка!” Тройкин говорит, что “у нас все должно быть, как у классиков”: “Глинка, Чайковский, Римский-Корсáков, вы музыкальны, изящны, стройны. Глинка, Чайковский, Римский-Корсáков, вы мелодичны, красивы, звучны”. При этом необходима бдительность: “Если буржуазные идеи кто-нибудь воспримет надолго, тех будем мы сажать и в лагеря усиленного режима помещать!” Все речи проходят под бурные аплодисменты участников собрания.

В литературной основе текста лежат подлинные высказывания вождей того времени, их характерные речевые интонации, неправильные ударения... Единицын – это, конечно, Сталин (он выступает на фоне грузинской песни “Сулико”), а прототипами Двойкина и Тройкина выступают (соответственно) Жданов и Шепилов. В качестве музыкальных цитат звучат мелодии из “Лезгинки”, “Камаринской”, “Калинки”, песни Тихона Хренникова из кинофильма “Верные друзья”, куплеты из оперы Р.Планкетта “Корневильские колокола”.

Полный подзаголовок произведения: “Слова и музыка неизвестных авторов. В помощь изучающим. Борьба реалистического направления в музыке с формалистическим направлением в музыке”. Шостакович пародирует известные советские издания типа “В помощь изучающим Краткий курс истории ВКП(б)” или “В помощь изучающим марксистско-ленинскую эстетику”. В тексте есть вступление “От издательства”, в котором говорится о том, что рукопись данного сочинения “была обнаружена в ящике с нечистотами кандидатом изящных наук П.И.Опостыловым”. В дополнении от издательства говорится, что “Отдел Музыкальной Безопасности” ведет поиск неизвестных авторов сочинения. Завершают текст произведения “Вопросы по единице-двойко-тройкинской эстетике”. Вот только два примера: “Какую музыку пишут народные композиторы?” и “Требуем ли мы от музыки красоты и изящества?”.

“Антиформалистический раек” – единственное в мире сочинение, где распеваются фразы из партийного постановления. Казалось бы, как можно слушать подобную музыку?! Вот как Соломон Волков отвечает на этот вопрос: “Шостакович отличался одной замечательной особенностью, которая и делает его таким репертуарным композитором в наше время. Практически все, к чему он прикасался, каким-то чудом превращалось в занимательную музыку. Он всегда писал, имея в виду слушательскую реакцию, никогда не становился в позицию, что “плевать мне на слушателя”, “я пишу для себя”, “если слушатель не понимает, то сам дурак”... И даже такой опус на чисто злободневную и политическую тему, который у другого композитора превратился бы в политический памфлет, сочинен таким ловким образом, что те, кто понимают, о чем идет речь, получают двойное удовольствие, а те, кто не понимают, все равно вовлечены в процесс разворачивания музыкальной “ткани”. Не говоря уже о том, что к их услугам текст и какие-то комментарии в программе, которые помогают с этим разобраться”.

Нет единого мнения в отношении точной даты написания “...райка”. Считается, что это произведение Шостакович писал с перерывами в течение двадцати лет: с 1948 по 1968 годы. Первую редакцию Шостакович показал нескольким близким друзьям (среди них – Исаак Гликман и Григорий Козинцев) и положил в стол. В годы оттепели появилась надежда на публичное исполнение “...райка”, но запрет исполнения Тринадцатой симфонии композитора сделал это невозможным. Исследователи творчества Шостаковича расходятся и в определении автора либретто. Некоторые утверждают, что текст написан композитором, другие – среди них Соломон Волков - полагают, что Шостаковичу помогал его близкий друг той поры, музыковед Лев Лебединский. Зато точно известна дальнейшая судьба “...райка”. Рукопись произведения была сохранена Лебединским. В 1987 году он тайно передал ее Мстиславу Ростроповичу, который и стал главным инициатором и первым исполнителем. Премьера сочинения состоялась 12 января 1989 года на сцене Центра исполнительских искусств имени Дж.Кеннеди в Вашингтоне. Текст звучал на английском языке в сокращении. Первое исполнение на Родине состоялось 25 сентября 1989 года в Москве, в Большом зале консерватории, в рамках концерта, посвященного восьмидесятитрехлетию со дня рождения Шостаковича. 

В Чикаго “Антиформалистический раек” мы услышим в аранжировке Андрея Пушкарева для баса и струнного оркестра. Басовую партию исполнит солист Камерного музыкального театра имени Б.Покровского Алексей Мочалов.

Концерт Гидона Кремера и камерного оркестра “КРЕМЕРата Балтика” проходит в рамках американского турне. Кроме Чикаго они посетят Нью-Йорк, Сан-Франциско, Хьюстон, Анн-Арбор (штат Мичиган) и Сент-Пол (штат Миннесота).

Nota Bene! Концерт Гидона Кремера и камерного ансамбля “КРЕМЕРата Балтика” состоится 7 февраля в 7.30 pm в Театре музыки и танца “Харрис” по адресу 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты - $15 - $30. Их можно заказать по телефону 312-334-7777 или зарезервировать на сайте www.harristheaterchicago.org.

Фотографии к статье:
Фото 1. Гидон Кремер
Фото 2. Камерный оркестр “КРЕМЕРата Балтика”. Фото Кристиана Лутца
Фото 3. Моисей Вайнберг
Фото 4. Дмитрий Шостакович (Фотография из Архива Д.Шостаковича любезно предоставлена Ириной Антоновной Шостакович)

 

Комментариев нет: