14 июл. 2013 г.

Грант-парк-2013 (павильон Джей Притцкер, парк “Миллениум”, Чикаго, концерты 19 – 24 июля)


19 июля, 6.30 pm; 20 июля, 7.30 pm. Главной “изюминкой” этих концертов является Третья (Органная) симфония великого французского композитора Камиля Сен-Санса. В конце XIX века в Париже был разработан симфонический орган, и композиторы принялись писать сочинения, в которых орган выполнял бы роль оркестрового инструмента. Известны Органные симфонии С.Франка, Ш.-М.Видора, Л.В.Жюль Верна (не писателя!), М.Дюпре, Ш.Турнемира. Камиль Сен-Санс не просто досконально знал возможности органа. Долгие годы композитор служил органистом. Сначала - в парижском храме Сен-Мерри, потом – на другой стороне Сены, в храме святой Магдалины. Свою Органную симфонию он сочинил по заказу Лондонского филармонического общества. Первое исполнение Симфонии состоялось в Лондоне 19 мая 1886 года. За дирижерским пультом стоял сам композитор. Успех сочинения был огромен. Парижская премьера прошла 9 января 1887 года. Выходя с концерта, взволнованный Шарль Гуно, показывая на Сен-Санса, громко произнес: “Вот французский Бетховен”.

В программе концертов также – увертюра “Король Лир” Г.Берлиоза и Концерт для семи струнных инструментов швейцарского композитора начала-середины XX века Франка Мартина. Оркестром Грант-парка дирижирует земляк Мартина, швейцарский маэстро Тьерри Фишер.

Открытые репетиции пройдут 16 июля с 3.00 pm до 5.30 pm; 18 июля с 10.30 am до 1.00 pm; 19 июля с 11.00 am до 1.30 pm.

23 июля, 6.30 pm; 24 июля, 7.30 pm. Наверно, один из самых ожидаемых концертов фестиваля. В парке “Миллениум” впервые выступит лауреат премии имени Ирвинга Гилмора пианист Кирилл Герштейн. Он родился в Воронеже в 1979 году. Отец – математик, мать – музыкант и педагог. Она занимается развитием музыкальных способностей детей. У маленького Кирилла просто не оставалось ничего другого, как стать ее самым способным учеником. Герштейн рассказывает:

-        Я не помню, когда начал заниматься музыкой. Из тумана выплывают какие-то очертания, где музыка уже присутствовала. С музыкой я вырос, но у меня не было несчастного детства вундеркинда. Было время на чтение, на общение, я был нормальным ребенком и никогда не занимался по пять-шесть часов гаммами, сольфеджио, этюдами Шопена...

Когда Кириллу было четыре года, родители отдали его в музыкальную школу. А спустя два года в Воронеже открылась специальная музыкальная школа-десятилетка. Кирилл начал заниматься в этой школе и проучился там несколько лет.

-        Уже лет в восемь-девять меня стал интересовать джаз. У моих родителей было много пластинок, в том числе – джазовых. Мне нравились необычные джазовые звуки, что-то я пытался имитировать. В одиннадцать лет я выиграл фортепианный конкурс Баха в Польше. Там я познакомился с музыкантами, которые занимались классической музыкой и проявляли интерес к джазу. Позже я принимал участие в джазовом фестивале в Санкт-Петербурге, почетным гостем которого был легендарный джазовый вибрафонист Гэри Бертон. Он тогда был вице-президентом колледжа музыки Беркли в Бостоне. Я познакомился с ним, и он попросил меня прислать свои записи. В 1993 году меня пригласили в Беркли на летний пятинедельный молодежный джазовый семинар. Это было для меня невероятным информационным взрывом. Все можно было послушать и посмотреть, в библиотеке были доступны записи, о которых я только читал... Было очень интересно. А после семинара колледж предложил мне полную стипендию на все годы учебы.

В 1994 году четырнадцатилетний юноша поступает в одну из самых известных джазовых школ в Америке и становится самым молодым студентом в ее истории.

-        На протяжении трех лет я очень интенсивно учился джазу, уделяя классической музыке гораздо меньше времени. Я пытался совмещать классику с джазом, но где-то к 1996 году мне стало ясно, что это совмещение невозможно. Я понял, что надо выбирать. На тот момент я был пресыщен джазом, и классический репертуар был для меня более занимательным процессом, чем безусловно восхитительное и прелестное чувство импровизации на ходу. Я выбрал классику, поехал учиться в Манхэттенскую школу музыки и получил за четыре года степени бакалавра и мастера. В сентябре 2000 года я продолжил обучение в Испании у пианиста и педагога Дмитрия Александровича Башкирова.

По словам Герштейна, европейская часть его жизни “окрепла”, и он стал часто наведываться еще и в Будапешт. Он учился у венгерского педагога Ференца Радоша, вырастившего целую плеяду блестящих музыкантов, в том числе Андраша Шифа и Золтана Кочиша. В 2001 году Кирилл Герштейн стал лауреатом Первой премии Международного конкурса пианистов имени А.Рубинштейна в Тель-Авиве. Эта премия открыла ему возможность концертной деятельности.

Сегодня Кирилл Герштейн играет с лучшими оркестрами мира. Из дирижеров выделяет швейцарского маэстро Чарльза Дютуа (он дирижировал дебютным концертом Герштейна с ЧСО в марте 2010 года), венесуэльца Густаво Дудамеля, нашего соотечественника Семена Бычкова.

-        С какими еще музыкантами вам приятно и комфортно работать?

-        Камерный репертуар я играл со многими замечательными инструменталистами: с Юрием Башметом, Гидоном Кремером, английским виолончелистом Стивеном Иссерлисом, чей папа родился в Одессе, первым флейтистом оркестра Берлинской филармонии, совершенно выдающимся музыкантом Эмануэлем Паю, виолончелистом Клеменсом Хагеном из квартета Хаген. Для молодых музыкантов очень полезно играть камерный репертуар с яркими личностями, коллегами-музыкантами и НЕ пианистами. Но я, конечно, люблю играть фортепианные ансамбли. Я играл музыку Бузони с Андрашем Шифом, которого я чрезвычайно уважаю и люблю; я езжу каждый год в Иерусалим к Лене Башкировой на фестиваль камерной музыки и играю с разными музыкантами (в том числе с ней) в четыре руки и на двух роялях. Я очень люблю камерную музыку.

Несмотря на молодость, Кирилл Герштейн уже является профессором фортепианного отделения консерватории в Штутгарте. Музыкант рассказывает:

-        Это, кстати, только в последние десятилетия пианисты преклонного возраста начинают преподавать. Сто – сто пятьдесят лет назад считалось совершенно нормальным одновременно выступать с концертами и преподавать. Вспомним Шопена, Листа, Бузони, Рубинштейна... Я считаю преподавание увлекательной формой деятельности. Я многому учусь в процессе преподавания.

Кирилл Герштейн солирует в Первом фортепианном концерте Л.ван Бетховена. Оркестром Грант-парка дирижирует главный дирижер Филармонического оркестра в Тампере (Финляндия) и Симфонического оркестра финского радио, маэстро Ханну Линту. В программе концертов также – Пятая симфония Д.Шостаковича.

Открытые репетиции пройдут 23 и 24 июля с 11.00 am до 1.30 pm.

Nota bene! Концерты фестиваля пройдут в Павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Справки по телефону 312-742-7638. Подробную информацию о программе фестиваля можно найти на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.

Фотографии к статье:
Фото 1. Тьерри Фишер. Фото Криса Стока
Фото 2. Кирилл Герштейн. Фото Марка Боргреве

Комментариев нет: