12 июн. 2013 г.

Частица Италии в Чикаго. Гастролям Пикколо театро ди Милано посвящается


2013 год объявлен в США годом итальянской культуры. Центральным событием культурной программы в Чикаго обещают стать гастроли одного из интереснейших театров Италии Piccolo Teatro di Milano. С 25 по 29 июня миланский театр впервые в США покажет спектакль “Внутренние голоса” по пьесе Эдуардо Де Филиппо.

Piccolo” в переводе с итальянского означает “малый”. Piccolo Teatro – такое скромное название получил театр, родившийся в 1947 году в небольшом здании Милана на Via Rovello (улице Ровелло) – бывшей тюрьме, где во время войны фашисты пытали заключенных. Первый в Италии стационарный репертуарный драматический театр (“teatro stabile”) был придуман двумя молодыми людьми: импресарио Паоло Грасси и режиссером Джорджо Стрелером. Грасси стал директором театра, Стрелер – его художественным руководителем. Театр открылся 14 мая 1947 года спектаклем по пьесе М.Горького “На дне”. После окончания Второй мировой войны, в период освобождения Италии от фашистского прошлого спектакль антифашиста Стрелера со знаменитыми словами Сатина о человеческом достоинстве звучал на редкость современно. Стрелер и Грасси задумали не просто новый театр. Италия менялась, преодолевая свое прошлое, и Piccolo Teatro помогал обществу по-новому взглянуть на себя, на свою историю, на будущее страны. Паоло Грасси писал: “Мы не говорили: театр начинается с нас. Мы полагали: театр продолжается в нас иным, чем он был, ибо каждая эпоха рождает свои зрелища, свою драматургию, устанавливает свои отношения с об­ществом”.

Успех и известность Пикколо театро ди Милано в памяти многих людей связаны с именем его создателя, великого режиссера XX века Джорджо Стрелера. Он не был итальянцем по крови, но вырос в Милане, обучился в городе актерскому мастерству и создал там свой театр. Стрелер называл свое творение очень просто – театр для людей. Его книга (изданная в том числе на русском языке) так и называется - “Театр для людей”. Режиссер обладал редким талантом слышать время. Вторая половина сороковых годов породила в итальянском искусстве новую эпоху. В кино это был неореализм, в театре – Стрелер и его Пикколо театро ди Милано. Логика художника подсказала Стрелеру гениальный ход: он обратился к истокам итальянского искусства, к великому и забытому жанру – комедии масок. В 1947 году маски вновь вышли на итальянскую сцену. В Пикколо театро ди Милано впервые сыграли спектакль “Арлекин - слуга двух господ” по пьесе К.Гольдони. Судьба этого спектакля уникальна и неповторима. Он родился вместе с театром и сопровождал Стрелера всю жизнь. Подобно “Чайке” Московского Художественного театра и “Принцессе Турандот” Московского театра имени Вахтангова, спектакль и маска Арлекина стали настоящими символами Пикколо театро ди Милано. На протяжении многих лет менялся состав исполнителей, обновлялись маски и декорации, придумывались разные версии (всего их было девять), но спектакль живет и сегодня. Простодушный балаган в исполнении итальянских актеров покорил весь мир. В 2005 году с этим спектаклем миланский театр побывал на гастролях в Чикаго, и впечатления от “Арлекина...” остались у меня на всю жизнь, как одни из самых ярких театральных воспоминаний. В спектакле сохранилось то, что итальянцы называют “anima allegra” – радостная душа. Магия театра, энергия радости, воздушность исполнения – в этом разгадка невероятного успеха “Арлекина...”.

До 1961 года роль Арлекина исполнял великий итальянский актер Марчелло Моретти, а после его смерти (с 1963 года – пятьдесят лет!) главную роль играет один из ведущих актеров Пикколо, истинный хранитель традиций итальянской комедии масок Ферручо Солери. Ему уже за восемьдесят, но он по-прежнему носит костюм домино и черную маску слуги. Только в конце спектакля, на аплодисментах, актер снимает маску и зрители видят, что с каждым годом становится старше лицо актера. Сейчас эту маску примеряет представитель нового поколения - актер Энрико Бонавера.

Стрелер любил простые идеи. Он любил на сцене воду, снег, ветер в паузах между словами, ветер под музыку и в тишине. Эти обычные явления природы превращались в то, что потом зрители всего мира называли магией Пикколо. Стрелер говорил: “Каждый раз, когда вы в театре испытываете чувство, что у вас все получается легко, без усилий, знайте, что вы делаете что-то неправильно. Исполнение роли всегда связано с душевной болью, с усилием. Если этого нет, значит, не хватает чего-то важного... Играть на сцене – большой труд. Когда ты читаешь свою роль, говоря себе, как мне хорошо, какое у меня правильное настроение для этой роли, как легко слова выходят из меня, как мне легко дышится и так далее, ты не совершаешь над собой никакого усилия и текст не доходит до зрителя, не проникает в их сердца”.

За полвека работы Стрелер поставил в Пикколо около трехсот спектаклей. Среди них - “Кьоджинские перепалки” и “Кампьелло” К.Гольдони, “Чайка” и “Вишневый сад” А.Чехова, “Буря” и “Король Лир” У.Шекспира, “Сегодня мы импровизируем” и “Шесть персонажей в поисках автора” Л.Пиранделло, “Трехгрошовая опера” и “Добрый человек из Сезуана” Б.Брехта, произведения Софокла и Н.Гоголя, А.Островского и Ф.Достоевского, Де Мюссе и А.Моравиа, Г.Ибсена и Т.Уайлдера, Ж.-П.Сартра и С.Беккета.

На спектаклях Стрелера выросли целые поколения актеров. В Пикколо у каждого найдется свой маленький миф о том, каким был Стрелер и каким он видел свой театр. Директор Театральной академии Пикколо театро ди Милано, режиссер Энрико Д’Амато вспоминает: “У Стрелера была феноменальная энергетика. У него даже кошки играли. Но не все могли это вынести. Не все могли понять, что он добивается превосходного результата. Я не раз видел, как актрисы плакали на репетициях. Они не понимали, что это энергия, страсть. Иногда он орал так, что стены дрожали...”. (В скобках замечу, что в этом отношении Стрелер был не одинок. Достаточно вспомнить, что рассказывали актеры о репетициях Андрея Гончарова в Театре имени Маяковского.) Одна из любимейших актрис Джорджа Стрелера Джулия Ладзарини говорит: “Он любил собирать нас вместе. От этого он получал огромное удовольствие... Он обладал особым талантом репетировать. На его репетиции приходили актеры, режиссеры. Это был своего рода спектакль... Он был милосердным. Даже будучи нетерпеливым, настойчивым в работе, он чувствовал боль внутри человека, чувствовал его душу. Его режиссура была подобна музыкальной партитуре. Я и сейчас могу увидеть его глаза, услышать его голос. Он был великим”.

А вот воспоминания человека из другого, “смежного” жанра. Говорит музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра, маэстро Риккардо Мути: “Стрелер – гениальный режиссер. Наблюдать за его репетициями – величайший опыт, который только можно получить в театре. Однажды я пришел в Ла Скала вечером. Театр был пуст. На сцене находились Стрелер, дизайнер по свету и еще несколько человек. Стрелер ставил свет к первому акту “Дон Жуана”. Я увидел волшебство: на сцене была мистерия, красота, цветы. А Стрелер работал над светом этой сцены с восьми вечера до полуночи! К полуночи я чувствовал себя бедным, невежественным человеком, и мне было стыдно своего невежества. Потому что то, о чем я думал как о волшебстве в восемь часов вечера, стало гораздо более красивым к полуночи. Для меня прекрасным было то, что я увидел в театре в восемь часов вечера, а он работал еще четыре часа, чтобы достичь совершенства! За несколькими исключениями такого уровня режиссеров больше не существует”.

Создатели миланского театра хотели, чтобы Пикколо превратился в культурный центр с библиотекой, музеем, конференц-залами. В театре была введена абонементная продажа билетов на пред­приятиях со скидкой в выходные дни, ежеквартально выходил журнал “Тетради Пикколо театро ди Милано”, посвященный постановк­ам театра, а также общим проблемам драматургии и режиссуры. В 1951 году при театре была основана студия на правах городского учебного заведения. Многие ее воспитанники по окончании работали на сцене родного театра. Сегодня Театральная академия Пикколо театра – одна из лучших актерских школ в Европе.

Пикколо театро ди Милано менялся вместе с его создателями. В шестидесятые годы Стрелер увлекся идеей организации “театра квартала” - временных сценических площадок в разных районах города. Режиссер не просто говорил – он строил театр для простого зрителя. В 1968 году, поддержав студенческие волнения, режиссер оставил свое любимое детище и воз­главил молодежную группу “Театр и действие”, состоявшую, в основном, из воспитанников его студии. Стрелер стал говорить о новом театре, свободном от пут буржуазной культуры, политически и экономически независимом. Надежды эти, однако, не оправдались, и в 1972 году Стрелер вернулся в родной дом уже в качестве ху­дожественного руководителя и директора. (Паоло Грасси к тому времени стал директором Ла Скала.)

В 1986 году открылась Малая сцена театра на 488 мест – с 2005 года она носит имя Паоло Грасси, а в конце 1997 года было закончено строительство Большой, на 968 мест. Для торжественного открытия Стрелер поставил оперу В.А.Моцарта “Так поступают все”. В ночь на Рождество 1997 года режиссера не стало, и открытие новой сцены состоялось в начале января 1998 года уже без Стрелера. В настоящее время зал на улице Ровелло называется “Театр Стрелера”. В 1991 году театр получил почетный титул “Театр Европы”. По случаю шестидесятой годовщины Пикколо театро ди Милана в 2007 году президент Италии Джорджо Наполитано предоставил театру семилетний грант, так что все последние годы театру помогает государство.

В одном из своих последних выступлений, состоявшемся в Париже в театре “Старая голубятня” на конференции “Идея художественного театра”, Джорджо Стрелер сказал: “Из трехсот пятидесяти спектаклей, поставленных в Пикколо, двести двадцать пять - за моей подписью. Я оставляю большую библиотеку. Вмешиваясь в жизнь, проблематизируя ее, находясь с ней в неладах или в ладу, я смог стать человечнее и, пожалуй, смог понимать пьесы лучше. ... Может ли театр изменить мир? Да, может. Как и музыка или иные искусства. На миллиметр. А может быть, он ничего не меняет, кроме себя самого. Для этого артист должен иметь мужество быть самим собою, защищать свои идеи и в то же время разбивать их, чтобы двигаться вперед”.

В Италии популярность Пикколо сравнима только с оперными театрами. (Символично, что Пикколо родился и живет в городе, где находится величайший оперный театр мира - Ла Скала.) Так было во времена Стрелера, и так продолжается сегодня. С 1988 года художественным руководителем театра является Лука Ронкони, директором театра - Серджо Эскобар. Нынешние руководители Пикколо – люди иных театральных воззрений. Лука Ронкони говорит: “У Пикколо есть свое место в обществе, свое отношение к истории и современности, свои отношения с публикой. Мне нравится думать об умном зрителе, способным читать спектакль. Заслуга Пикколо в том, что театр меняется. Сначала это был театр Стрелера, а теперь мы приглашаем режиссеров из разных стран. Мы живем в пространстве мировой культуры”.

Пикколо театро ди Милана открыт миру. На его сцене проходят спектакли и танцевальные представления, выставки и кинофестивали, встречи и театральные конференции. С коллективом театра работали выдающиеся театральные режиссеры Ингмар Бергман, Питер Брук, Патрис Шеро, Эймунтас Някрошюс, Робер Лепаж, Лев Додин, Луис Паскуаль, Деклан Доннеллан, Саймон Макберни, Роберт Уилсон. Театр объездил весь мир, гастролировал в России, Китае, Японии, Европе, Северной Африке, Новой Зеландии.

В Чикаго Пикколо театр впервые в США покажет спектакль “Внутренние голоса” по пьесе знаменитого итальянского драматурга и сценариста Эдуардо Де Филиппо. Его имя неразрывно связано с лучшими достижениями итальянского театра и кино середины и второй половины XX века. Мировую известность драматургу принесли пьесы “Неаполь - город миллионеров” (1945), “Эти призраки” (1946). Многие наверняка вспомнят картину Витторио де Сики “Брак по-итальянски” (1964) с Марчелло Мастрояни и Софи Лорен, снятую по мотивам пьесы Де Филиппо “Филумена Мартурано” (1946). Пьеса “Внутренние голоса” – одна из первых послевоенных пьес де Филиппо. Он написал ее в 1948 году. Пьеса рассказывает о семье братьев Сапорито и их дядюшке Никола. Они живут в нищете, их жизнь зависит от сдачи в аренду старых ковров и мебели. В распаленном воображении Альберто Сапорито встают сцены убийства соседа, синьора Киммарута. Убийство уже совершено, а преступники - семья соседа... Перед нами – традиционная для Де Филиппо грустная комедия о бедных людях, в самые тяжелые времена пытающихся сохранить благородство и оптимизм.

Режиссер и исполнитель главной роли Альберто Сапорито – блестящий итальянский актер Тони Сервилло. На протяжении своей карьеры актер трижды был награжден премией “Давид Донателло” за лучшие мужские роли в кино. В его активе – призы на кинофестивалях в Венеции и Риме, европейские кино- и театральные награды.

В спектакле участвуют известные неаполитанские актеры Кьяра Баффи (Мария), Бетти Педрацци (Роза Киммарута), Марчелло Ромоло (Мишель, портье), Лусия Мандарини (Матильда Киммарута), Джигио Морра (Паскуале Киммарута), Пеппе Сервилло (Карло Сапорито), Антонелло Коссиа (бригадир), Винченцо Немолато (Луиджи Киммарута), Марианна Робустелли (Эльвира Киммарута), Даги Ронданини (Зи Никола), Рокко Джордано (Капа Д’Анджело), Мария Анджела Робустелли (Тереза Амитрано), Франческо Палино (Аниелло Амитрано).

Спектакль “Внутренние голоса” сделан совместно с Teatro di Roma/Teatri Uniti. Премьера состоялась в Пикколо театро в марте 2013 года. Рецензии критиков были превосходные. Вот лишь несколько цитат. “Подход к тексту Тони Сервилло является верным и глубоко личным.” “Внутренние голоса” – комедия, построенная на тонкой линии, разделяющая мечты от реальности. Спектакль рассказывает об отказе от мира, который потерял чувство морали.” Три коротких акта, полных ярких идей и остроумных ситуаций.” В этом спектакле Сервилло достиг своей абсолютной зрелости. Его стиль примиряет традиции и современность.”

Спектакль играется на итальянском языке с английскими субтитрами.

Гастроли Пикколо театро ди Милана организованы при содействии Института культуры Италии в Чикаго.

Nota bene! СпектакльВнутренние голосаПикколо театро ди Милано идет с 25 по 29 июня на сцене Chicago Shakespeare Theater по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Справки и заказ билетов по телефону 312-595-5600, на сайте http://www.chicagoshakes.com/ или в кассе театра. Для групп в десять человек и больше предусмотрены специальные скидки. Для всех посетителей Chicago Shakespeare Theater действует сорокапроцентная скидка на стоимость паркинга на территории Navy Pier.

Фотографии к статье:
Фото 1. Пикколо театро ди Милано
Фото 2. Джорджо Стрелер
Фото 3. Тони Сервилло в спектакле “Внутренние голоса”. Фото Фабио Эспозито
Фото 4-7. Сцены из спектакля “Внутренние голоса”. Фото Фабио Эспозито
Фото 8. Эдуардо Де Филиппо
 

 

Комментариев нет: