28 февр. 2010 г.

“Спящая красавица” в “Доме Чайковского”

Пермь традиционно считается третьей, после Москвы и Санкт-Петербурга, балетной Меккой России. Гордость города, Пермский академический театр оперы и балета имени П.И.Чайковского - один из старейших театров России. 24 ноября 2010 года театру исполнится сто сорок лет! Этот театр часто называют Домом Петра Ильича Чайковского. На его сцене поставлены все оперы и балеты великого композитора.
В годы Великой Отечественной войны в Пермь был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, знаменитая Мариинка. Ленинградцы помогли Пермскому театру в создании Хореографического училища. Особенностью Пермского балета является единство исполнительского стиля солистов и кордебалета. Пермский балет - пожалуй, единственная труппа в России (а, может быть, и в мире), которая полностью состоит из выпускников одной школы.
Пермский балет – последователь великой Вагановской традиции русского классического балета. “Золотой фонд” репертуара театра составляет классика.
2010 год начался для Пермского театра с первых гастролей во Францию, где балетная труппа открывала год “Франция-Россия”. Гастроли продолжались тридцать пять дней, в течение которых были показаны двадцать спектаклей в двенадцати городах Франции. Интерес к выступлению труппы был огромный, билеты были раскуплены задолго до начала гастролей. После французского турне артисты всего на три дня вернулись в родной город, после чего отправились “за океан”. В эти дни Пермский балет шестой раз в своей истории гастролирует по Северной Америке. Американские гастроли начались 14 февраля и завершатся 30 марта. Пермская балетная труппа показывает тридцать спектаклей в двадцати городах Америки и Канады. В Америке балет Чайковского увидят зрители Флориды, Джорджии, Северной Каролины, Кентукки, Мичигана. Третий раз прославленный Пермский театр посетит Чикаго! В эти гастроли мы увидим жемчужину мирового балетного искусства - балет Петра Ильича Чайковского “Спящая красавица”. Говорят, что именно после просмотра “Спящей красавицы” в Большом театре балетоманом стал прекрасный русский художник Александр Бенуа. По изяществу и разнообразию танцев, по мелодичности музыки этот балет не имеет себе равных. “Спящая красавица” - сокровищница хореографических шедевров, где каждый спектакль открывает что-то новое и на каждом спектакле Аврора просыпается к новой жизни...
Премьера балета в постановке Мариуса Петипа состоялась в Мариинском театре 3 января 1890 года. “Спящая...” сразу завоевала всемирную популярность. Сколько постановок было за это время - классических и современных, традиционных и скандальных, детских и только мужских!.. На протяжении XX века балетмейстеры не переставали модернизировать этот балет. Пермский балет представляет “Спящую красавицу” в классической хореографии Мариуса Петипа. Художник - Вячеслав Окунев. Консультант по хореографии – Габриэлла Комлева.
В партии принцессы Авроры мы увидим замечательную балерину, солистку Пермского балета Наталью Моисееву. Накануне гастролей я задал балерине несколько вопросов. Вот что она рассказала о своей партии:
- “Спящая красавица” – первый большой трехчастный спектакль, который я станцевала на сцене Пермского театра, а принцесса Аврора – моя первая большая партия. Так что отношусь я к ней очень трепетно и нежно. Интерпретация образа от спектакля к спектаклю меняется, и каждый раз я танцую Аврору по-разному. В этой партии я пытаюсь выразить свой опыт, свою музыкальность, свои чувства... Пока я танцую спектакль, роль не сделана, и образ не закончен. Творчество – это непрерывный поиск, поэтому говорить о каком-то своем конечном образе я не могу.
Наталья Моисеева сказала, что ее постоянный партнер Сергей Мершин получил травму колена на гастролях во Франции и не принимает участие в американском турне театра. Партнером Моисеевой в Чикаго станет Роберт Габдулин. Мы его видели два года назад в партии Зигфрида в “Лебедином озере”.
Я спросил Наталью Моисееву, насколько для нее важна реакция зрительного зала.
- Контакт с публикой очень важен. Если с первого выхода я нахожу этот контакт, то спектакль получается более живой, более душевный.
- Кроме Авроры, какие еще партии вы бы могли выделить из вашего репертуара?
- Мне нравятся драматические балеты, я люблю танцевать драматические партии. Очень люблю Жизель, Джульетту. Хорошо отношусь к современным балетам. Все интересно попробовать.
- У вас есть кумир в балете?
- Трудно назвать одно имя – у меня лучше получится собирательный образ. Мне очень нравилась Екатерина Максимова. К сожалению, в прошлом году она ушла из жизни. Памяти великой балерины будет посвящен XI Открытый Российский конкурс артистов балета “Арабеск”, проходящий на базе нашего театра. Я бы хотела назвать еще имена Сильвии Гиллем, Алессандры Ферри, Натальи Макаровой.
- С которой вы работали в “Лебедином озере”...
- Да, она меня готовила к партии Одетты-Одиллии.
- Я знаю, недавно вы начали преподавать. Чем вам интересна работа с молодежью?
- Я веду класс в Пермском хореографическом училище и репетирую в театре с молодыми артистами. Занимаясь с молодыми, я сама постоянно работаю над собой. Передавая опыт молодым, я в то же время учусь у них.
- Что для вас балет?
- Это – моя профессия, которую я очень люблю и без которой я не представляю своей жизни. Но на первом месте все-таки у меня семья.

Муж Натальи Моисеевой – солист Пермского балета, педагог-репетитор Виталий Полещук.
- Когда мы познакомились, мне было четырнадцать лет, ему – семнадцать. Когда мне исполнилось восемнадцать лет, мы поженились и вот уже двадцать один год вместе. У нас двое детей.
- Ваши дети пойдут по вашим стопам?
- Младшая дочка уже пошла. Как мы ее не отговаривали заниматься этой профессией, она все-таки пошла в балет. Родительские гены взяли свое.

В 2006 году Пермский балет уже показывал “Спящую красавицу” в Америке. Успех спектакля тогда был настолько велик, что театр с тем же репертуаром вновь пригласили на американские гастроли. Мастерство солистов и кордебалета, красочные декорации, калейдоскоп костюмов в сочетании с волшебной музыкой Петра Ильича Чайковского превращают “Спящую красавицу” в настоящее событие в балетной жизни Чикаго. Не пропустите!

Nota bene. Балет П.И.Чайковского “Спящая красавица” в исполнении балетной труппы Пермского театра оперы и балета можно будет увидеть 20 марта в 7.30 pm и 21 марта в 2.00 pm в помещении театра “Аудиториум” по адресу: 50 E. Congress Parkway, Chicago, IL 60605. Билеты можно зарезервировать по Интернету (www.ticketmaster.com/auditorium), по телефону (800) 982-2787 или приобрести в кассе театра.

Комментариев нет: